Давным-давно Бана Бхат владычествовал в Кангре. Он был добрым, непритязательным раджей и зарабатывал на жизнь изготовлением веревок, которые затем продавал по сходной цене.

Он получил имя Бана Бхат, поскольку бана — это веревка, а бхат — раздавать.

У него была верная и благочестивая жена по имени Мехто. Обычно она делала всю домашнюю работу, а по утрам черпала глиняным горшком воду из колодца, находящегося поблизости от крепости. На досуге Мехто обычно пряла, а оба они — она и раджа — одевались только в одежды из ручной пряжи.

Закончив государственные дела, раджа Бана Бхат обычно отправлялся в хижину, стоящую вблизи от крепости, и делал веревки.

Все его подданные жили очень счастливо. Они восхваляли раджу и рани, потому что их не облагали налогом и еды у них было в избытке.

В Кангре обычно проводилась большая ярмарка. Множество людей приходило на ярмарку делать покупки и продавать свои изделия.

Обычно они надевали свои самые дорогие наряды. Но однажды раджа и рани, одетые в свою обычную простую одежду, также пришли на ярмарку.

Они непринужденно шли среди мужчин и женщин. С ними не было телохранителей. Не было слуг, пышности и ничего показного. Только лишь тот, кто видел раджу раньше, мог узнать его.

В это же время один богатый купец пришел на ярмарку вместе с женой. Говорили, что он был самым богатым человеком в долине Кангра. На жене купца было надето ожерелье стоимостью девять лакхов рупий.

Люди с любопытством взирали на ожерелье, и, куда бы эта чета ни шла, вокруг них собиралась толпа.

Прохаживаясь по ярмарке, раджа и рани также повстречали купца и его жену. Они приостановились на короткое время и начали беседовать между собой. Жена купца говорила с рани. Она очень гордилась своим ожерельем и даже с рани держалась высокомерно. А рани чувствовала себя несколько униженной, оттого что у нее не было ожерелья, и ей захотелось тоже иметь такое.

На следующий день, когда раджа возвратился домой, закончив свою работу, он увидел, что рани очень печальна. И это продолжалось несколько дней. Однажды раджа спросил жену, почему она молчалива и грустна.

Рани помолчала некоторое время, а затем сказала:

— Я сыта по горло своей жалкой жизнью. Мы — раджа и рани, но должны целый день зарабатывать себе на хлеб тяжелым трудом. Я даже не имею украшений, чтобы надеть их. Мы живем как бедняки. И до тех пор, пока у меня не будет ожерелья стоимостью девять лакхов рупий, я не обрету душевного спокойствия.

С большим сожалением выслушал все это раджа. Он долго объяснял ей, почему они ведут простую жизнь, однако ничто, казалось, не произвело на нее впечатления.

В конце концов раджа обложил своих подданных налогом, собрал нужную сумму и купил ожерелье стоимостью девять лакхов рупий. Утром рани надела ожерелье и залюбовалась собой, увидев себя в зеркале.

Однажды раджа возвратился домой с работы очень усталым и больным. Он позвал жену и попросил воды. Она подошла ближе и поняла, что у него сильный жар. Рани присела рядом с ним, и опять раджа попросил воды. Тогда рани взяла кувшин, обвязала горлышко веревкой и спустила в колодец. Однако, к ее великому удивлению, кувшин растворился, как только коснулся воды. И тут она почувствовала глубокое раскаяние. Она поняла, почему не может принести воды: ведь она утратила свою
былую простоту.

Рани отбросила прочь свое ожерелье, надела простое платье и взяла другой кувшин. И только после этого смогла наполнить его водой. Но за то время, пока она шла с водой, раджа скончался.

Горько оплакивала его рани и от горя сошла с ума. Несколько дней спустя она умерла.

А Кангра, которая в былые времена была цветущим краем, обнищала после смерти такого благородного и честного раджи. И даже теперь люди Кангры вспоминают Бана Бхата и думают, что причиной их бедности стала рани, утратившая свою простоту.


                   

                                    

You have no rights to post comments