В изначальном понимании врач всегда бывал движдей — «дваждырожденным». Согласно индийским социальным представлениям, общество делится на четыре группы:  интеллектуалов (брахмана), защитников (кшатрия), производителей (вайшья) и помощников (шудра). Кастовая система образовалась на этой основе лишь позднее, прежде всего потому,  что этот процесс получил поддержку со стороны господствующих классов общества. В ведических писаниях ясно сказано, что человек причисляется к той или иной группе в зависимости от своих качеств (гуна) и работы (карма), которую он исполняет. В Древней Индии, если кандидат удовлетворял определенным критериям, его принимали в группу брахманов, кшатриев или вайшьев. После этой церемонии, которая символизировала второе рождение, он считался дваждырожденным.

 

После того как соискатель завершал свое медицинское обучение, над ним проводили ритуал второго рождения, то есть посвящения в профессию врача, так как в дальнейшем ему полагалось обладать высочайшими духовными и интеллектуальными способностями. Лишь тогда его начинали называть «вайдья», то есть ученый, или «праначарья», то есть наставник в науке жизни. На этой стадии медик по уровню психического развития должен был достичь стадии брахма-саттва или риши-саттва.

Этические стандарты, которым должен соответствовать врач с точки зрения аюрведы, очень высоки. От него требуется, чтобы помимо медицинских познаний он соответствовал высочайшим этическим нормам. Это разъяснил еще Густав Льетар в 1897 г. в своей работе «Врач Чарака, клятва Гиппократа и клятва индийских врачей». Там автор с удивлением демонстрирует, что этические принципы, на которых настаивает Чарака, гораздо шире, чем нравственные нормы, предложенные Гиппократом. Вот что сказано у Чараки:

наилучший врач - тот, который занимается медициной в первую очередь из сострадания к больным людям, а не ради выгоды. Врач, который относится к работе как торгаш, вместо желанного золота получит горстку пепла.

На пациентов, которые страдают тяжелыми болезнями, помощники бога смерти накидывают петлю и тащат их в царство своего повелителя. Но врач разрезает петлю и возвращает пациенту жизнь. Нет на свете подарка, который мог бы сравниться с этим. Сострадание ко всем живым существам — высший долг врача. Видя эту цель перед собой, он достигнет своей жизненной цели и счастья.

Х.Х. Ринер "Новая энциклопедия аюрведы"

 

You have no rights to post comments