Основное лечение складывается из пяти различных очистительных мероприятий, которые изгоняют из организма скопившиеся в нем токсичные вещества.
1. Вамана: искусственно вызванная рвота. Изгоняет избыточную капху и аму, локализованные в области желудка и легких.
2. Виречана: искусственно вызванное послабление. Выводит из тонкой кишки излишек питты и аму.
3. Васти: кишечная клизма. Устраняет из толстой кишки излишек ваты и аму.
4. Насья: орошение полости носа. Выводит из области головы аму и капху.
5. Ракта мокша: кровопускание. Удаляет из кровяной ткани аму и питту.

От этих пяти очистительных мероприятий данный тип процедур и получил свое название - панчакарма, что означает «пять оперативных мероприятий». Основные изгоняющие процедуры (прадханакарму) никогда не проводят без подготовительных мероприятий (пурвакармы), о которых говорилось в предыдущем разделе. Цель подготовительных процедур — отделить токсины от тканей, в которых они закрепились, и перевести ядовитые субстанции в полые органы, после чего токсины можно вывести из организма с помощью изгоняющих основных процедур.

Дханвантари - бог врачевания

Подготовительные мероприятия должны также вызвать в организме регенерацию, чтобы защитить его от побочных эффектов, которые могут повлечь за собой изгоняющие процедуры. Этот момент имеет значение прежде всего при применении интенсивной терапии, например, искусственно вызванных рвоты (вамана) и послабления (виречаны), которые могут стать сильной нагрузкой для тела и психики.

Но и наоборот, если проводить подготовительное лечение без изгоняющей основной процедуры, это тоже может вызвать серьезные расстройства здоровья. Во многих так называемых аюрведических центрах здоровья не задумываясь пускают в ход массаж и масла, не понимая истинного значения этих процедур. Дело порой доходит даже до того, что самому пациенту позволяют выбирать, какую процедуру он хочет сделать! Кто же сам пожелает себе таких тяжелых, сильнодействующих процедур, как вамана или виречана, без которых, тем не менее, порой никак нельзя обойтись? И что получится в результате такого «лечения»? Мы только что говорили о том, что подготовительные мероприятия (например, массажи с маслами и потогонные процедуры) отделяют от тканей токсины (аму). При этом ама скапливается прежде всего в желудочно-кишечном тракте. Если не изгнать ее из организма, это может вызвать отравления, спазмы в брюшной полости, расстройства пищеварения, гастроэнтерит, потерю аппетита и прочие нарушения. Если же ама из кишечника попадает в кровь, это часто вызывает такие последствия, как акне, крапивница, аллергии, нарушения работы печени, камни в почках, мочевом пузыре и т.п.

Цель лечения не может заключаться в том, чтобы переместить в кишечник проблему, связанную первоначально с коленной чашечкой. Поэтому нужно строго соблюдать последовательность, которая предусматривает переход от предварительной процедуры (пурвакармы) к изгоняющей (прадханакарме), а от нее — к завершающей процедуре (пашчатакарма).

Так что, как видите, вывеска с надписью «Аюрведические процедуры», висящая на двери лечебного заведения, сама по себе еще не служит гарантией того, что там действительно практикуют целостный подход к лечению.

В Европе слово «аюрведа» стало практически синонимом массажа с применением масел. Это настоящая беда: ведь аюрведа — не просто косметический массаж, а нечто гораздо большее. Когда на севере Индии речь заходит об аюрведе, людям прежде всего вспоминается множество горьких порошков, которые тамошние врачи любят прописывать пациентам к великому огорчению последних. Лишь в Керале аюрведа ассоциируется с панчакармой. Так что сейчас самое время устранить создавшееся недоразумение с помощью хорошо информированных пациентов и компетентных врачей аюрведистов.

В моей практике накопилось немало случаев, когда пациенты страдают от серьезных побочных действий, вызванных некорректно проведенными аюрведическими курсами лечения и процедурами. Поэтому я хочу обратиться ко всем терапевтам с просьбой: назначайте пациентам после массажей с маслами хотя бы как минимум немного трипхала чурны или трипхала кватхи, или посылайте больных на изгоняющие процедуры к настоящему знатоку, или сами станьте знатоками!
Если мы срочно не перестроим свой подход, то медики других направлений, организации пациентов и пресса скоро объявят аюрведу шарлатанством, и в итоге она будет официально запрещена.

Для достижения наилучшего терапевтического эффекта изгоняющие процедуры комбинируют в определенной последовательности. Сначала проводят 1) ваману, за ней следует 2) виречана, а затем 3) васти. Иногда тому же пациенту дополнительно делают насью и ракта мокшану. При показаниях, которые носят не столь хронический характер, применяют не весь набор основных процедур.

По этой причине полный курс панчакармы занимает от 45 до 60 дней. Конечно, вы спросите: кто может позволить себе такие затраты времени? На этот вопрос я должен ответить вопросом: а кто в наше время может позволить себе болеть? Разумеется, чтобы иметь успех, любое медицинское направление должно учитывать социальные обстоятельства и характер момента. Аюрведа не станет здесь исключением. Но ведь в ее арсенале есть и другие формы терапии! В Швейцарии я назначаю примерно 65% своих пациентов только медикаментозное или психотерапевтическое лечение, а также даю рекомендации по режиму питания и образу жизни. В Индии этот процент будет еще выше. Панчакарма требует больших затрат труда и материалов, поэтому и стоит она недешево. Если, взявшись за этот способ лечения, вы решили пойти на какие-то компромиссы, то обязательно должны осознавать, что и результаты окажутся компромиссными.

Эту проблему можно частично решить, если вы научите пациентов, как самим проводить некоторые предварительные и завершающие процедуры. Сегодня это возможно, потому что пациенты хорошо информированы, дисциплинированны и обладают колоссально высокой мотивацией. Простые предварительные процедуры (пурвакарма), например, изменения в режиме питания, прием чаев, стимулирующих аппетит (дипану), прием чаев, стимулирующих пищеварение (пачану), нанесение лекарственных масел (абхъянгу) или упражнения йоги вполне можно делать в домашних условиях. Завершающие процедуры (пашчатакарма), например, постепенное привыкание к обычному питанию, изменение образа жизни, а также прием регенерирующих веществ (расаяны), покой и отдых тоже возможны дома.

Большие затраты времени и материалов, с которыми сопряжен курс панчакармы, окупаются соответствующим терапевтическим эффектом. Он основан на том факте, что лечение вырывает самые корни болезни. Этот эффект оправдывает применение метода панчакармы и в наше время. Правда, при тяжелых хронических заболеваниях часто бывает недостаточно даже длительного курса панчакармы. В таких случаях лечение нужно повторять ежегодно или раз в два года. Но даже если болезнь неизлечима, панчакарма может заметно облегчить проблемы больного и тем самым улучшить его жизнь.

По описанию Вагбхаты, вамана — это лучшее лечение для капхи, виречана - для питты, а васти — для ваты. Насью применяют, чтобы изгнать аму, скопившуюся в области головы, а ракта мокшу используют для изгнания амы из кровяной ткани. Причисление ракта мокши к числу пяти изгоняющих процедур пошло от Сушруты, тогда как другие авторы делят кишечную клизму (васти) на две разновидности - питательную и изгоняющую.

 

Х.Х.Ринер "Новая энциклопедия Аюрведы"

   

You have no rights to post comments