На индийском субконтиненте присутствуют следующие шесть сезонов: Шишира (поздняя зима), Васанта (весна), Гришма (лето), Варша (сезон дождей), Шарат (осень), Хеманта (ранняя зима). В эти сезоны доши вата, питта и капха ведут себя разным образом.

Для поддержания хорошего здоровья в питании и повседневной активности необходимо придерживаться определенных правил, не допускающих сильного увеличения и возбуждения дош.

Сезоны в Аюрведе

Качества дош

Вата обладает следующими качествами: сухая (рукшна), легкая (лагху), холодная (шита), шероховатая (кхара), тонкая (сукшма), подвижная (чала).
Питта обладает следующими качествами: слегка маслянистая (саснеха), резкая (тикшна), горячая (ушна), легкая (лагху), зловонная (висра), жидкая (сара), подвижная (драва).
Капха обладает следующими качествами: маслянистая (снигдха), холодная (шита), тяжелая (гуру), медленная (манда), гладкая (шлакшна), мягкая (мритсна), неподвижная (стхира).

Доши в средне российском климате

Доша имеет три стадии состояния: увеличение (санчая), возбуждение (пракопа), успокоение (прашама). Ключевыми качествами перехода доши из одного состояния в другое являются тепло и холод.

  Санчая
(увеличение)
Пракопа
(возбуждение)
Прашама
(успокоение)
Февраль - май питта капха вата
Июнь - сентябрь вата питта капха
Октябрь - январь капха вата питта

Февраль - май. Происходит увеличение питта доши, возбуждение капхи, успокоение ваты. В этот период увеличение питта доши происходит под воздействием холода и присущих питте качеств, возбуждение капхи происходит под воздействием тепла и присущих капхи качеств, успокоение ваты происходит под воздействием тепла и противоположных вате качеств.

Июнь - сентябрь. Происходит увеличение вата доши, возбуждение питты, успокоение капхи. В этот период увеличение вата доши происходит под воздействием тепла и присущих вате качеств, возбуждение питты происходит под воздействием тепла и присущих питте качеств, успокоение капхи происходит под воздействием тепла и противоположных капхе качеств.

Октябрь - январь. Происходит увеличение капха доши, возбуждение ваты, успокоение питты. В этот период увеличение капха доши происходит под воздействием холода и присущих капхе качеств, возбуждение ваты происходит под воздействием холода и присущих вате качеств, успокоение питты происходит под воздействием холода и противоположных питте качеств. 

Вата накапливается в июне-сентябре, возбуждается в октябре - январе, успокаивается в феврале — мае.
Питта накапливается в феврале-мае, возбуждается в июне - сентябре, успокаивается в октябре — январе.
Капха накапливается в октябре-январе, возбуждается в феврале-мае, успокаивается в июне-сентябре.

Аштанга хридаям самхита. Сутра схана. Глава 3. Ритучарья.
Сезоны в аюрведе

Сейчас мы поведаем главу Ритучарйа (режим сезонов), как рассказал ее Атрейа и другие великие мудрецы.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

1. Шесть Риту (сезонов): Шишира (конец зимы), Васанта (весна), Гришма (лето), Варша (сезон дождей), Шарат (осень) и Хеманта (ранняя зима) – в последовательности, каждый включающий два месяца, составляют сезонный цикл.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

2. Три последовательных сезона Шишира (конец зимы), Васанта (весна) и Гришма (лето) составляют Уттараяна (период, когда солнце перемещается на север от экватора). Уттараяна также называется Аданакала (период извлечения), он отбирает силу человека день за днем.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

3. Во время периода Уттараяна, свойства тикшна (острота) – ушна (тепло) – рукша (сухость) солнца и воздуха увеличиваются, в конечном итоге ослабляются спокойные качества земли. Раса (вкусы), как тикта (горький), кашая (вяжущий) и кату (острый) становятся сильнее во время периода Аданакала.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 

4. С этого времени периода Аданакала (период извлечения) - агнея (горячий). Сезоны Варша (сезон дождей), Шарат (осень) и Хеманта (ранняя зима) образуют Дакшинаяна (период, когда солнце перемещается на юг от экватора). Этот период также известен как Висаргакала (период реабилитации), который дает обратно жизнеспособность и силу. (Другими словами тело приобретает силу в этот период).

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

5-6. Во время Дакшинаяна (период, когда солнце перемещается на юг от экватора), преобладает Сомабхава (мягкость), луна дает силу, истощается свойство солнца (горячее). Холодные облака, дождь и ветер в этот период охлаждают горячую землю и становится причиной масляничных вкусов: мадхура (сладкий), амла (кислый) и лавана (соленый), дающих силу.
Тело имеет максимум силы в зимний сезон (Хеманта и Шишира). Сила умерена во время сезонов Васанта (весна) и Шарат (осень), и минимальна во время сезонов Варша (сезон дождей) и Гришма (лето).

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 

7-10. Во время сезон Хеманта (ранняя зима) холодная атмосфера приносит блокировку рассеивания тепла телом, которая увеличивает пищеварительный огонь сильных людей. При отсутствии достаточного топлива (дополнительной пищи), сильный пищеварительный огонь, вынуждаемый ваю (вата доша), разрушает ткани тела. Так в сезон Хеманта целесообразно питаться мадхура (сладким), амла (кислым) и лавана (соленым) вкусами.
Во время этого периода, так как продолжительность ночи большая, появляется чувство голода ранним утром. Так, после того, как уделено время необходимым потребностям, логично выполнять следующие действия – абхйанга (масляное растирание), мурдха тайла (нанесение масла на голову), вимардана (массаж тела ладонями) маслом приготовленным с лекарственными препаратами успокаивающими вату, нийудха (борьба) с опытными борцами и падагхата (массаж тела ступнями).

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

11-14. После выполнения упражнений, человек должен принять ванну используя лекарственные порошки с кашая раса (вяжущий) для удаления масла, нанесенного на тело. После этого нанесите пасту шафрана и мускуса на тело на тело и окурите тело агаром.
Блюда, которые нужно съедать в этот сезон: мясной суп с гхи, мясо здоровых животных, напитки приготовленные с мелассой (черная патока) и рисовая мука, выпечка приготовленная с использованием пшеницы, рисовой муки, блэк грам, сок сахарного тросника и молочные продукты, которые приятны и питательны, свежий рис (с нового поля), кунжутное масло.
Использование горячей воды для различных туалетных целей, окутывание тела в теплые, легкие одеяла, отдых на кровати, покрытой специальными хлопковыми простынями, шелковая одежда, вязаная шерстяная одежда или китайский шелк; разумное согревание солнцем, потоотделение и ношение обуви также рекомендована в период Хеманта (ранняя зима).

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

15. Любовные объятия, молодые женщины с крепкими бедрами, обширной грудью и выпуклыми ягодицами, которые соблазнительно пылки и теплы, повсюду смазанные шафраном и окуренные благовониями (с ароматом лекарственных препаратов подобно агару), не допускают холода.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

16. Те, кто проживает в подземных помещениях, согреваясь сжиганием древесного угля, никогда не будут неблагоприятно подвергнуты сильному холоду в Хеманта сезон.

 

 Режим в сезон Шишира (конец зимы)

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

17. Таким же правилам нужно следовать во время сезона Шишира, так как интенсивность холода увеличивается в это время. Кроме того, свойство раукшья (сухость), характерная для Аданакала (период извлечения), также присутствует в этом сезоне.

 

Режим в сезон Васанта (весна)

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

18. Капха доша, которая увеличивается и накапливается во время сезона Шишира переходит в жидкое состояние под жаркими солнечными лучами сезона Васанта (весна). Это ослабляет пищеварительный огонь вызывая различные заболевания. Следовательно, раздраженная капха доша должна быть быстро успокоена различными способами.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

19-22. Раздраженная капха доша может быть успокоена ваманой (рвота), насьей (капли в нос); использование диеты со свойствами продуктов легкость и сухость и выполнение упражнений, удвартана (направленный вверх порошковый массаж) и агхата (надавливающий массаж, массаж стопами). После приема ванны нужно намазать тело пастой из камфоры, сандала, агара и шафрана.
Кулинарные наслаждения, рекомендуемые в период Васанта (весенний сезон): старый ячмень, пшеница, мясо животных (которые проживают в засушливых землях), жаренное на копье над пламенем дров и мед.
Алкогольные напитки (вина асава и аришта), сделанные из сахарного тростника, винограда и меда, которые наслаждают полным вкусом, хранимые в погребе до созревания и смешанные с соком цветков манго, должны питься с друзьями, ароматизированные в небольшом количестве красивой женщиной, которая очаровывает блеском длинных прекрасных глаз. Вода кипяченая с имбирем, с sara (Pterocarpus marsupium) или musta (Cyperus rotundus), или вода смешанная с медом, может также быть использована для питья (для тех, кто не приучен к алкоголю).

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

23-25. Дневные часы следует проводить с удовольствием, рассказывая и слушая причудливые истории в парках, посреди благоухающих цветов и деревьев с экзотическими цветами, охлаждаясь южным бризом, окруженным обильно текущими ручьями, под наполовину скрытым среди облаков солнцем, в местах, где земля кажется сверкающей драгоценными камнями, где мелодическая музыка многократно отражается, где романтические места действия для ухаживаний в изобилии.
Сна в дневное время и пищи, имеющей мадхура (сладкий) и амла (кислый) вкусы и свойства гуру (тяжесть), шита (холод) и снигдха (маслянистость), следует избегать.

 


Режим в сезон Гришма (лето)

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

26. В Гришма риту (летний сезон), солнечные лучи становятся более сильными, тело чувствует скованность (сжатость), увеличивается температура атмосферы. Это ослабляет капха дошу день за днем и увеличивает вата дошу.

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

27. Поэтому, в летний сезон, использование лавана (соленого), кату (острого) и амла (кислого) вкусов, выполнения упражнений и пребывания под солнцем, стоит избегать. Питание должно содержать (мадхура) сладкий вкус со свойствами легкость, маслянистость и холод, и быть в жидкой форме.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

28-29. После принятия ванны с освежающей прохладной водой, есть небольшими кусочками порошок поджаренного риса падди с сахаром. Потребление алкогольных напитков запрещено, если все же необходимо, допустимо в очень малом количестве или смешанным с обильным количеством воды. Иначе могут возникнуть отеки, слабость в теле, ощущение жжения и помутнение разума.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

30-31. Полированный рис, белый как жасмин или луна, употребляемый с мясом животных, обитаемых в засушливых местах. Не очень густой мясной суп, rasala, raga и khangava, приготовленые с ломтиком банана и джекфрута, хранимый в новом глиняном горшке и приправленный немного кислым, поданный в керамической чашке, может использоваться как напиток. Прохладная вода, ароматизированная trumpet flower и порошком камфоры, также может служить как напиток в сезон Гришма (лето).

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

32. Ночью, после наслаждения блюдом, известным как Шашанкакирана (вытянутые пирожки из кукурузной муки), молоко буйволицы смешанное с сахаром и охлажденное светом луны и звезд, может быть принято как десерт.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

33-36. Тот, кто истощен пылкими лучами жаркого солнца, должен иметь короткий отдых в кровати, установленной в саду, в котором солнечные лучи закрыты высокими пальмами и соснами, которые кажется касаются облаков и где цветущий жасмин обвивает ветви винограда. Кровать устанавливается в беседке со стенами, сделанными из полос ткани с капающей с них ароматной прохладной водой, и украшенной побегами и ветвями манго. Кровать следует устлать банановыми листьями, белыми водяными лилиями, голубыми лотусами, нитями лотуса, листьями лотуса и листьями водной лилии.
Кроме того, также желательно отдыхать около фонтана, где вода прокипячена с ветиверией (cuscus grass) льется из грудей, рук, ртов женских статуй.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 

 

37-38. Ночью, человек должен спать на открытой террасе светлого дома, залитой лунным светом, ум должен быть расслабленным и свободным от сексуальных желаний. Тело должно быть смазано влажной сандаловой пастой, в очень тонкой одежде и украшенным цветочными гирляндами.

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 

39-41. Спокойное и грациозное обмахивание влажными пальмовыми листьями, украшенными веерами из перьев павлина и больших листьев лотуса, обрызгивание каплями прохладной воды, ношение гирлянд из камфоры и цветков жасмина, ожерелья из жемчуга и сандаловых бусин, приятное кокетство маленьких детей, попугаи, прекрасные женщины с браслетами из лотуса, ослепительные цветки лотуса, все это подходит для удаления чрезвычайной усталости, свойственной при сильной жаре.

Режим в сезон Варша (сезон дождей)

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 42-44. Слабый пищеварительный огонь периода аданакала, еще сильнее ухудшается дошами в сезон дождей. Нависшие темные облака с водой, видимые до горизонта, дующий холодный ветер с каплями воды, вызываемые туманом восходящим от земли, вызывают амла випака (кислый вкус после переваривания). Эта плотная вода и слабый огонь пищеварения, ответственны за нарушение состояния дош. Поэтому в этот сезон, когда состояние дош взаимно нарушено, советуется использовать режим, который не нарушает состояние дош и улучшает пищеварение.    

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 45-46. После очищения тела ваманой и виречаной, должны быть сделана клизьма с лечебным отваром. Старые зерновые, сезонный мясной суп, мясо животных их сухой местности, суп из бобовых (наподобие зеленого грама), старое сладкое вино, сыворотка смешанная с Сауварчалой или порошком Панчаколы, кипяченую дождевую воду или воду из колодца рекомендовано использовать в этот сезон. В дни тяжелых проливных дождей, когда солнца не видно, пища должна быть преимущественно кислой и соленой, с добавлением достаточного количества жира, меда, сухой, и легкой для пищеварения.  

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 

47-48. Прогулки без обуви не рекомендованы в этот период. Тело следует надушить духами, одежду окурить благовониями. Следует находиться на верхних этажах дома, свободных от влаги, холода и тумана. Речной воды, сна в дневное время, напряжения и принятия солнечных ванн следует избегать.

 

 

Режим в сезон Шарат (осень)

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

 49. В сезон дождей (Варша), тело привыкает к холодной атмосфере, питта доша накапливается (чая), но не усугубляется (не переходит в состояние копа - возбуждение) из-за холодной атмосферы. Когда солнечные лучи становятся теплыми в следующий сезон Шарат (осень), тело становится неожиданно горячим, и по этому накопленная питта возбуждается (вызывая различные заболевания).

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

50. Для успокоения возбужденной питта доши используют гхи, приготовленный с горькими веществами, процедуру виречана (очищение кишечника) и ракта мокша (кровопускание), что рекомендуется. Когда человек голоден, нужно использовать блюда, имеющие горький, сладкий, вяжущий вкусы и свойство легкости, подобно рису, зеленому граму, сахару, крыжовнику, ползущей тыкве, меду и мясу животных, обитающих в засушливой местности.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

51-52. Вода, нагреваемая лучами солнца днем и охлаждаемая лунными лучами ночью, очищенная восходящей в этот период звездой Агастья (Канопус), чистая и без примесей, способна успокоить все три доши, которая не вызывает выделения секретов и не сухая (не вызывает обезвоживания), которая хороша как божественный эликсир, желательна к использованию для всех в этот сезон.

 

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

53. В начале ночи, тело следует смазать пастой сандала, ветиверией (cuscus grass)и камфорой, может быть одета одежда, украшенная ожерельями из жемчуга и бриллиантом, следует наслаждаться серебристым лунным светом на террасе светлого дома.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

54. Подвергаться воздействию тумана, принимать ощелачивающие вещества, тяжелую пищу, творог, кунжутное масло, находиться под солнцем, употреблять алкогольные напитки, спать днем и находиться на ветру, дующем с востока, этого следует избегать.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

55. В сезоны Хеманта (ранняя зима), Шишира (поздняя зима) и Варша (сезон дождей), рекомендуется использовать первые три вкуса: мадхура (сладкий), амла (кислый) и лавана (соленый). В сезон Варша (весна) последние три вкуса тикта (горький), кату (острый) и вяжущий (кашая) рекомендовано использовать. В сезон Гришма (лето) сладкий вкус, в сезон Шарат (осень) мадхура (сладкий), тикта (горький) и вяжущий (кашая) вкусы должны быть использованы.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

56. Пища и напитки должны быть сухими в сезоны Шарат (осень) и Васанта (весна). Маслянистая пища может быть использована в течение остальных четырех сезонов Шишира (поздняя зима), Гришма (лето), Варша (сезон дождей) и Хеманта (ранняя зима).
Так же холодная пища предпочтительна в сезоны Гришма (лето) и Шарат (осень). В другие четыре сезона Шишира (поздняя зима), Васанта (весна), Варша (сезон дождей) и Хеманта (ранняя зима) предпочтительна теплая пища.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

57. Все шесть вкусов необходимо использовать во все сезоны. Вкусы, которые специально предназначены для использования в конкретный сезон должны доминировать.

Аштанга хридаям самхита. Сутра стхана. Глава 3. Ритучарья

58. Последние семь дней сезона и первые семь дней следующего сезона считаются периодом перемены климата. В этот период необходимо постепенно уменьшать режим предыдущего сезона и постепенно начинать использовать режим следующего сезона поэтапным образом. Резкая отмена и переход к новому вызывает различные заболевания в соответствии с неправильной адаптацией.

You have no rights to post comments