Слово араньяка означает «лесная книга»; подразумевается, что произведения этого рода созданы были в лесных обителях упомянутыми отшельниками-ванапрастхами или, во всяком случае, для них предназначались. Содержание их еще весьма близко Брахманам, но его составляют уже не столько описание и толкование ритуальных- деталей, сколько теософические рассуждения и спекуляции о сущности обрядности, своего рода философское обоснование брахманских религиозных учений и претензий брахманства на сословное первенство. Зачатки этой жреческой философии, коренящейся все в той же архаической ритуальной идеологии, мы находим уже в Брахманах и в поздних гимнах Атхарваведы, но в содержании Араньяк они уже играют преобладающую роль.

Циклы ведийской литературы были соотнесены таким образом с упомянутыми жизненными стадиями: Веды (самхиты)—со стадией брахмачарина, чья деятельность посвящена их изучению; Брахманы — с жизнью домохозяина, которому надлежало руководствоваться их предписаниями в исполнении регулярных домашних и торжественных обрядов; Араньяки — со стадией «лесного отшельника». Первоначально было только три ашрамы. Понятие четвертой возникло позднее, она, в сущности, очень близка третьей, и граница между ними, т. е. между ванапрастхой и санньясином, не совсем отчетлива. Стадия санньясина соотносится с циклом Упанишад, завершающим Веды, и, вероятно, и введена была в эпоху, когда сложились Упанишады, ради установления такого соответствия.

Слово упанишад означает «сокровенное учение»; это книги, в которых, как предполагается, заключена конечная мудрость жизни, доступная лишь немногим избранным. Не все достигают стадии санньясина, и эти учения открываются не всякому, но проповедуются в узком кругу, из уст в уста (указания на это содержатся в самих текстах памятников). Упанишады составляют формально неотъемлемую, а именно завершающую часть ведийского цикла, продолжение Брахман и Араньяк, хотя содержание их отражает идеологию новой эпохи и во многом существенно расходится с господствующими идеями предшествующих литературных памятников.

Араньяки и Упанишады включаются в ведийский цикл либо в составе самих Брахман как их завершающие части, либо примыкая к отдельным Брахманам как их продолжения. Так, к Айтарея-брахмане примыкает Айтарея-араньяка, состоящая из пяти книг; главы 4 — 7 во второй книге Айтарея-араньяки составляют Айтарея-упанишад. К Каушитаки-брахмане примыкает Каушитаки-араньяка в 15 главах; главы 3 — 6 составляют Каушитаки-упанишад. Принадлежащая Самаведе Талавакара-брахмана» состоит из пяти книг; четвертая носит название Джайминия-упанишад-брахмана и представляет собой самостоятельное произведение, принадлежащее циклу Араньяк. В эту же книгу включена Кена-упанишад, представляющая собой один из самых важных памятников цикла Упанишад. В принадлежащей также Самаведе Чхандогья-брахмане из составляющих ее 10 глав главы 3 — 10 представляют собой знаменитую Чхандогья-упанишад. К Тайттирия-брахмане примыкает Тайттирия-араньяка в 10 главах. В Тайттирия-араньяке главы 7 — 9 называются Тайттирия-упанишад, глава же десятая составляет Маха-Нараяна-упанишад. Майтраяни-самхита не имеет ни брахманы, ни араньяки, но в ее последнюю книгу включена Майтраяна-упанишад. 40-я глава Ваджасанейи-самхиты также является фактически самостоятельным произведением, которое называется Иша-упанишад. Книга 14 Шатапатха-брахманы образует араньяку, последние шесть глав которой составляют Брихадараньяка-упанишад, древнейший и значительнейший памятник этого цикла.

Таким образом, Араньяки включаются в Брахманы или их продолжают, Упанишады включаются в Араньяки и Брахманы (а Майтраяна и Иша — даже в самхиту); Брахманы же рассматриваются традицией как приложения к Ведам (самхитам), как составные части Вед; и весь грандиозный свод ведийской литературы оказывается формально заключенным в рамки четырех книг. Вся эта литература и объединяется в традиции под названием откровения (шрути), противопоставляемая последующей литературе предания (смрити).

 

В.Г. Эрман ОЧЕРК ИСТОРИИ ВЕДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          

You have no rights to post comments