Рага, тала и формы, описанные в предыдущей главе, входят в сферу классического искусства. Основанные на строгих теоретических закономерностях, они представляют собой очень «высокую ступень», так же как и классическая литература Индии, например произведения Калидасы. Но в Индии есть обширное количество видов, стилей, жанров, которые, не являясь «ученой» музыкой и не будучи основанными на строгих теоретических правилах и закономерностях, тем не менее обладают очевидными достоинствами.

Такие стили, как тхумри, таппа или джавали с их романтичностью выражения и определенной структурной свободой, занимают промежуточное положение между высокими классическими образцами и музыкой региональных этносов.

Этническая (племенная) музыка — подобно любой народной музыке — чаще всего сочетается с танцем и, кроме того, обычно выступает в определенной социальной функции. Эту функцию выполняют песни по случаю рождения ребенка, по случаю свадьбы или смерти, во время жертвоприношения богам и т. д. В сущности, этническая музыка не является «музыкой» в собственном значении этого слова, она всегда носит прикладной характер. В музыкальном отношении формы и структуры ее предельно просты. В наиболее примитивном виде это могут быть звукоподражания, сопровождаемые шарканием ногами, иногда прерываемые пронзительными криками. Но подчас встречаются неожиданно сложные ритмы, как, например, в барабанной игре племени санталов.

Традиционная музыка более сложна и развита, хотя также не строится на осознанном применении определенных правил. В ней тоже имеются песни, связанные с какими-либо функциями: песни у прялки, песни лодочников, песни сбора урожая, свадебные песни и т. д. Другой значительный класс песен представляют баллады: бурракатха, распространенные в Андхре, раджастханские песни пабуджи и множество других принадлежат к этой категории. В них особенно важен момент повествовательности, и музыка является в большей или меньшей степени носительницей определенной информации.

В музыкальном отношении все эти формы достаточно просты, но не может быть никакого сомнения в том, что именно на этой почве выросли рага и тала. Здесь можно найти зародышевые формы таких paг, как «Кхамадж», «Пилу», «Кафи», «Манд», «Пуннагаварали», «Мадхьямавати» и другие. Простые ритмы трансформировались впоследствии в тала «Дадра» (3 + 3), «Кехарува» (4), «Тинтал» (4 + 4 + 4 + 4), «Чапу» (5 или 7).

В этом вопросе совершенно необходимо определение верной перспективы, особенно в плане того, что западные исследователи называют «сравнительной музыкологией» или «этномузыкологией». На Западе получилось так, что с развитием гармонической системы «классическая» музыка за несколько прошедших веков так далеко ушла от музыки народной, что последняя представляет собой практически самостоятельную систему. Но в Индии все обстоит иначе. Различия между этнической или традиционной и классической (концертной) музыкой обнаруживаются не в сущности их выражения, а в степени осознанности используемых правил. Мелодия, исполняемая заклинателем змей на махуди, становится рагой «Пуннагаварали»; простейшие песни ови из Махараштры являются ядрами высокоорганизованных paг. Между этими двумя крайними уровнями музыкальной культуры Индии располагается множество региональных ее слоев, в которых применяются и более или менее сложившиеся своды правил. В большинстве своем это музыка, связанная с религиозными празднествами и культивируемая в монастырях и храмах. Ее можно услышать на молитвенных собраниях либо из уст нищенствующих странников. Существует еще целый большой пласт, к которому относится музыка народных театральных постановок.

Для определения всего вышеназванного не существует собирательного термина; с относительно недавнего времени это чаще всего называется «традиционной» музыкой. Такое название, конечно, может вызвать недоумение, так как индийская музыка, как классическая, так и народная, всегда традиционна по своей сути. Но мы пока не имеем в распоряжении более подходящего термина.

        

         

You have no rights to post comments