Индра — главное божество индоарийского пантеона. Громовержец, бог- воитель, он выступает также героем центрального в индоарийской мифологии космогонического мифа. События этого мифа составляют содержание приво­димого гимна. Индра, вооруженный дубиной грома (ваджрой), вступает в поединок с драконом Вритрой. Вритра, олицетворяющий силы хаоса, пре­пятствующие творению, покоится на изначальной горе, высящейся посреди космических вод. В горе скрыты все жизненные блага: солнце, воды рек, коровы и т. д. Сражение с Вритрой оканчивается победой Индры: он убивает дракона, рассекает гору и выпускает из нее все, что было в ней заперто. Дальнейшие деяния Индры (упоминаемые в других гимнах) — отделение земли от неба, водворение на небо солнца и установление космического порядка (рита), обеспечивающего существование Вселенной.

Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:
Те, первые, что совершил носящий дубину.
Он убил дракона, он просверлил отверстия для рек,
Он рассек чресла гор.

Он убил дракона, покоившегося на горе.
Твашт-ар1 ему выточил звучную дубину.
Как мычащие коровы (— к теленку), спеша,
Прямо к морю сбегают воды.

Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому.
На (праздниках) трикадрука4 он напился выжатого (сомы).
Щедрый схватил метательный снаряд-дубину.
Он убил его, перворожденного из драконов.

Когда ты, Индра, убил перворожденного из драконов
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо и утреннюю зарю,
Тогда уже ты в самом деле не находил противника.

Индра убил Вритру, самого страшного врага, бесплечего,
Дубиной — великим оружием.
Как (ствол -дерева), ветви (которого) обрублены топором,
Дракон лежит, прильнув к земле.

Как плохой боец в пьяном задоре, он вызвал
Великого героя, покоряющего силой, пьющего сому второй выжимки.
Он не выдержал испытания своего оружия:
Он разгромлен, безносый от пролома враг Индры.

Безногий, безрукий, боролся он против Индры.
Тот ударил его дубиной по затылку.
Холощеный, хотевший стать образцом быка,—
Вритра лежал, разбросанный по разным местам.

Через лежащего таким образом, как разрезанный тростник,
Текут, вздымаясь, воды Ману6.
Те, которых Вритра (некогда) сковывал (своим) величием, —
У их ног лежал теперь дракон.

У той, чьим сыном был Вритра, жизненная сила пошла на убыль.
Индра сбросил на нее смертельное оружие.
Сверху была родительница, внизу — сын.
Дану лежит, как корова со (своим) теленком.

Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся
Водяных струй скрыто тело.
Воды омывают тайное место Вритры.
Враг Индры погрузился в долгий мрак.

Жены Дасы, охраняемые драконом, — воды
Стояли скованные, как коровы — (силой) Пани.
Выход вод, который был заткнут,
Он открыл, когда убил Вритру.

В конский волос превратился ты, о Индра, в тот миг,
Когда он ударил тебя по зубцу. Единый бог,
Ты завоевал коров, ты завоевал Сому, о герой!
Ты выпустил для бега семь потоков.

Не помогли ему ни молния, ни гром,
Ни тот дождь и град, которые он рассыпал.
Когда Индра и дракон сражались,
На (все) будущие времена победителем стал щедрый,

Кого увидел ты как мстителя за дракона, о Индра,
Что в сердце у тебя, убийцы, возник страх,
Когда, несясь через девяносто девять потоков,
Ты пересекал пространства, как испуганный орел?

Индра — царь движущегося (и) отдыхающего,
Безрогого и рогатого, (он), держащий в руке дубину.
Это он как царь правит народами.
Как обод — спицы колеса, он охватил (все) это.

 

Источник:
Литература древнего Востока. Иран. Индия. Китай  

 

  

You have no rights to post comments