Трудно сказать с уверенностью, какое отношение могли иметь гимны-диалоги к ритуалу, которому посвящена основная часть Ригведы. Ряд гимнов, во всяком случае, явно не связан непосредственно  с ритуалом жертвоприношений. Кроме гимнов-диалогов и похоронных гимнов, о которых говорилось выше, сюда  относятся свадебные гимны Ригведы. Из них особенно  интересен упоминавшийся гимн Х.85, где мифическая свадьба Сомы и солнечной девы Сурьи, т. е. свадьба Луны и Солнца, изображается как прототип людской свадьбы; Савитар посылает дочь в дом мужа на двухколесной  колеснице из дерева шалмали, покрытой красными цветами кимшука и влекомой двумя белыми быками, - отражение реальных деталей свадебного обряда, сохранявшихся в Индии на протяжении многих веков.

Ряд стихотворений в Ригведе носит дидактический характер. Из них любопытна так называемая «Жалоба  игрока» (Х.34), выдержанная в патетическом тоне. Игрок жалуется на свое бессилие, он не может сбросить  чары игральных костей, несущих ему разорение:

Теперь отвергает меня жена, ненавидит теща, несчастный ни в ком  не находит сочувствия.. Меж тем как он стремится к добыче за  игрою в кости, его жену обнимают другие. Отец, мать, братья восклицают: «Мы его не хотим знать! Заключите его в оковы!» И я говорю себе: «Отныне я больше не играю! Я не пойду с неверными  друзьями!» Но снова слышится мне стук коричневых костей, и я  спешу к ним, как влюбленная дева на свидание... Жена игрока,  покинутая, грустит в одиночестве, мать грустит, меж тем как сын ее бродит неведомо где. Он сам крадется, как вор,у скрываясь от  взоров, проводит ночь под чужим кровом (2—5,10).

Небольшой гимн IX.112 сатирически  изображает  стремление людей к стяжательству: «В разные стороны  текут наши мысли, различны бывают, обеты людей: плотник хочет поломки, лекарь - увечья, брахман - желающего выжать сому... С разными мыслями, но одинаково стремясь к богатству, идем мы следом за заработком, как за коровами» (1,3). Обличение людского корыстолюбия, свидетельствующее о социальных  конфликтах эпохи, встречается и в других гимнах. «Скольких девушек любят женихи за их богатство!» — восклицает автор гимна Х.27. «О коровы, вы худого делаете толстым,  безобразного вы делаете красивым!» - иронически замечает другой (VI.28.6); под коровами подразумевается богатство. Уже в Ригведе мы встречаем характерные  впоследствии для восточных литератур выпады против женской .порочности («Нет дружбы с женщинами, сердца их - сердца гиен», - говорит Урваши в упоминавшемся гимне-диалоге Х.95.15), но гимн V.61 оговаривается: «Нередко женщина бывает лучше безбожных и подлых  мужчин».

К сожалению, гимнов, содержащих живые черты эпохи, дающих непосредственные свидетельства о быте и  нравах ее, сравнительно немного в «Ригведе». Некоторые стихотворения светского содержания дают исторические сведения — о названиях арийских племен, местах  их обитания и т. п.; это главным образом так называемые «восхваления даров» (данастути), прославляющие  щедрость раджей к жрецам-поэтам, маловыразительные в художественном отношении и все относительно позднего происхождения (во II и X книгах и «дополнительные»,  валакхильи, в VIII книге).

Особую группу в «Ригведе» составляют гимны-заклинания; всего их около десяти в X книге. Особенно любопытен, однако, гимн VII.103, спорного содержания, который также можно отнести к этой группе. В гимне весьма  ярко изображается пробуждение лягушек в начале сезона дождей; это знаменитый «Гимн лягушкам». В сухое время года лягушки лежат, затаившись, как брахманы,  соблюдающие обет молчания; с приходом дождей они оживляются и принимаются квакать, одна подхватывает кваканье другой, как ученик в брахманской школе повторяет слова священного писания вслед за учителем. Некоторые исследователи усматривают здесь сатиру на  брахманов, но, вероятнее, сравнение проводится здесь  вполне серьезно и гимн представляет собой заклинание, обращенное к лягушкам, которые, согласно древнему поверью, обладают магической способностью вызывать дождь.

Характерную группу составляют в Ригведе гимны-загадки, язык которых особенно отмечен символическими и мистическими выражениями. Особенно популярная тема этих загадок - солнце; некоторые посвящены облакам, молнии, дождю, богам Агни и Вишну, году и его делениям. Две загадки посвящены происхождению мира и единому боту-творцу; очевидно их сравнительно позднее происхождение. По содержанию они примыкают к космогоническим гимнам Ригведы.

 

В.Г. Эрман ОЧЕРК ИСТОРИИ ВЕДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        

You have no rights to post comments