Вне всякого сомнения, важнейший источник индийской философии - ведические писания. Эту литературу обычно делят на две составные части — мантры и брахманы. В состав брахман входят древнейшие упанишады. Значение упанишад настолько велико, что их рассматривают как самостоятельную часть Вед. Эти части Вед отражают последовательные стадии в развитии ведической литературы и соответствуют учениям, которые четко отличаются друг от друга. Однако провести хронологическое членение этих периодов не представляется возможным.

Слово мантра переводится как молитва или гимн. В более поздний период мантры собрали и объединили в самхиты (сборники текстов): Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарваведу. В этих древних мантрах ни физическая Вселенная в целом, ни какая-либо из ее частей не предстают нереальными. Божества, которые являются персонификациями различных аспектов энергии, творят мир и управляют им.

Он состоит из трех частей: высших планетных систем (неба), низших планетных систем (ада) и обители смертных, то есть системы планет, занимающих промежуточное положение.

Ведические школы философии

Брахманы получили такое название потому, что в них содержатся молитвы браминов. Философские представления развиваются здесь в трех определенных направлениях: монотеизма (веры в то, что Бог только один), монизма (учения, которое возводит все явления к одному определенному принципу) и ритуализма. Кульминация Ригведы - место, где божественный принцип называют «тат экам»‚ то есть непостижимым единством. Это означает, что на место древней антропоморфной мифологии пришло спекулятивное мышление.

Упанишады в дословном переводе означают тайное учение. Эти тексты написаны метрической и ритмической прозой и отличаются музыкальностью.

Их называют цветком ведической мысли. По содержанию они представляют собой антитезу ярко выраженному ритуализму брахман, хотя и не нацелены на его полное устранение. В этом смысле в упанишадах гармонично и пропорционально представлены различные учения, содержащиеся в Ведах. Тем самым мы подошли к типичной характеристике ведической культуры: когда возникает какой-то прогресс, все, что было раньше, не выбрасывают за борт, а встраивают в новое учение, оно становится его составной частью. Эту характерную особенность мы замечаем в индийской культуре и сегодня. Западные этнологи называют это великолепное качество all-inclusiveness - комплексностью, или всепоглощением. В этом плане основная идея упанишад идеалистична, поскольку Брахман, то есть единственная реальность, трактуется в них в духовном смысле и предполагается, что все остальное существует лишь в этой реальности или через нее. Однако это не значит, что в упанишадах не получили поддержки плюралистические идеи и представление о том, что материя столь же реальна, как и дух.

Однако в упаншцадах говорится не только о космическом принципе, но и о внутренней сущности человека. Понятие атман, или подлинное Я, играет в этих текстах исключительно важную роль. Иногда атман описывают как подлинный субъект, который обладает знанием, но недоступен пониманию. Вкратце можно резюмировать, что Брахман рассматривается как вечный принцип космоса в целом, а атман — как глубочайшая сущность нашего Я.

Из неисчерпаемого сокровища, которое представляют собой философские материалы обширной ведической литературы, выросли шесть систем, традиционно носящих следующие названия: санкхья, йога, ньяя‚ вайшешика, уттара-миманса (веданта) и пурва-миманса.

Со временем эти школы образовали две пары: ньяя-вайшешику и санкхья-йогу. Веданту и пурва-мимансу в силу различий, существующих между ними, рассматривают по отдельности. Пурва-миманса и веданта непосредственно опираются на Веды, тогда как остальные четыре системы хотя и ссылаются на Веды, но интерпретируют их по-своему. Все вышеперечисленные школы называются ортодоксальными школами философии.

Санкхья: идея эволюции; следствие латентно присутствует в причине; перводух (пуруша) и первоприрода (пракрити).
Йога: очищение тела и психики для достижения духовной истины; концепция читты - подверженного колебаниям духа, который является отражением чистого «Я».
Ньяя: логика: определение реальности посредством субстрагирующей аргументации.
Вайшешика: физика элементарных частиц; критический материалистический анализ реальности.
Веданта: концепция Брахмана, который трактуется в разных школах в личном или в безличном смысле, выявляет отношения живых существ с богом.
Миманса: Долг и награда, этика и ритуал. Мир реален. Даже бог подчиняется законам кармы.

 

Помимо них мы должны упомянуть еще три другие системы: материализм (натурализм), буддизм и джайнизм. Их объединяет то, что они отвергают авторитет Вед; поэтому их называют гетеродоксальными, или неведическими школами. Но прежде чем мы начнем разбирать каждое из этих направлений, я хотел бы упомянуть две общие черты, которые присущи им всем, за исключением натурализма. Это 1) учение о карме и 2) идеал духовного освобождения (мокша).

Сначала поближе рассмотрим различные аспекты ортодоксальных школ: ньяя-вайшешики, санкхья-йоги, веданты и пурва-мимансы. Они возникли раньше всех остальных философских направлений, за. исключением натурализма, который столь же древний, как и ортодоксальные школы, если не древнее. Рабочая гипотеза устройства мира и человека, на которую опирается аюрведа, сложилась в основном из представлений ортодоксальных философских школ.

 

Х.Х.Ринер "Новая энциклопедия Аюрведы"

        

You have no rights to post comments