Время жизни Калидасы точно не известно. По одной версии Калидаса жил при дворе царя Викрамы или Викрамадитьи. Некоторые источники считают этим Викрамой царя Бходжу, владетеля Малавы, правившего в Дхаре и Уджайини примерно в 1040 - 1090 г.г.

Литературные произведения Калидасы не содержат в себе указаний на время их сочинения. Упоминание о греческих невольницах свидетельствует о сравнительно позднем времени, а формы пракрита в речах некоторых действующих лиц указывают на большое хронологическое расстояние, отделяющее их от языка надписей царя Ашоки, или Пиядаси. Сомнительно, чтобы Калидаса жил в XI век веке, так как произведения других писателей этого века явно свидетельствуют о литературном упадке, тогда как драмы Калидасы представляют собой время подъема индийской поэзии.

Калидаса

Согласно одной из теорий, творчество Калидасы относили к I веку до н. э., однако сейчас от этой точки зрения отказались, поскольку тогда было бы вправе ожидать большой разницы между произведениями Калидасы и произведениями другого индийского драматурга — Бхавабхути, время жизни которого довольно точно отнесено к VIII веку. Содержание произведений этих двух авторов указывает на их сравнительную близость, по времени возникновения. Керн, голландский санскритолог, в соответствии с астрологическими данными из сочинений предполагаемого современника Калидасы — астролога Вараха Михиры, относит последнего к первой половине VI века. Это предположение подчеркивает факт временной близости Калидасы и Бхавабхути. Буддисты также относят время жизни и творчества Калидасы к VI веку.

По некоторым данным индийская традиция относит жизнь Калидасы к I веку до н.э., однако характерные черты его произведений указывают на знакомство с данными греческой астрономии IV века. Эти данные и ряд других особенностей позволяют европейским исследователям отнести его к IV—V векам н.э., ко временам династии Гупта, правители которой носили титул Викрамадитьи.

Одна из легенд превращает Калидасу в бедного невежественного пастуха, женившегося на принцессе, получившего мудрость и поэтический дар от умилостивленной им богини Кали, его имя переводится как «раб Кали».

Калидасе приписывается много произведений иногда совсем различного характера и достоинства. Однако, несомненно принадлежащими Калидасе считаются только три драмы: Шакунтала, Викраморваши, Малавика и Агнимитра, и три больших поэмы: две эпические, Рагхувамша и Кумарасамбхава, а одна лирическая, Мегхадута.

Драма Шакунтала рассказывает о история взаимной любви царя Душьянты и Шакунталы, дочери нимфы Менака и мудреца Вишвамитры. Влюбленная Шакунтала не замечает приближения Дурвасы и тем навлекает на себя его гнев. Дурваса налагает на нее проклятие: царь Душьянта забудет ее и только тогда вспомнит, когда увидит на ней кольцо, подаренное им. Это проклятие и составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою милую, и только после ряда различных событий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его кольцо; он вспоминает прошлое. Встретив в небе Индры Шакунталу, успевшую тем временем родить сына, соединяется с нею уже навеки.

Драма Калидасы Викраморваши повествует о взаимной любви нимфы Урваши и царя Пуруравы.

Следующая драма Калидасы Малавика и Агнимитра рассказывает о любовной интриге между царем Агнимитрой и Малавикой, служанкой его жены, королевы Дхарини. Ревнивая королева скрывает свою красивую служанку от глаз супруга, который, однако, успевает открыться ей и получить ее взаимность, несмотря на всевозможные хитрости и интриги Дхарини и другой королевы, Иравати. В конце пьесы открывается царственное происхождение Малавики, так что главное препятствие к соединению обоих любовников устраняется, и все кончается к общему благополучию.

В честь Калидасы назван кратер на планете Меркурий.

You have no rights to post comments