В предыдущем изложении подробно описывались классическая музыка и другие ее типы, распространенные в различных регионах страны; много говорилось и о религиозной обусловленности индийской музыки. Здесь нет преувеличений, ибо самые лучшие и жизненные образцы индийской музыки можно считать религиозными в истинном смысле этого слова, так как они черпают духовную энергию в «Вечной» философии.
Однако это не значит, что музыка не отражает иных чувств и переживаний, — они никогда не были табу. Так, джавали, тхумри, газал связаны по меньшей мере с атмосферой эпикурейства. Большинство образцов традиционной и этнической музыки функционально обусловлены и не связаны с религией. О современной музыке к кинофильмам и говорить нечего!
Не только в духовном, но и в чисто структурном отношении индийская музыкальная культура дает полный спектр видов, жанров и форм — от простейших образцов племенной музыки до сложнейших концертных форм. Зачатки многих paг могут быть обнаружены в простейших музыкальных формах, распространенных среди обитателей лесов и уединенных деревень.
Происходит и процесс обратного влияния классической раги на народную музыку. Слушая звуки якша гана — танца из Майсора — или песни из народного драматического представления тамилов теруккутту, можно убедиться в правоте этого утверждения.
Раги и тала, известные или неизвестные исполнителям классической музыки, используются весьма непринужденно и естественно в своем собственном эмоциональном ключе. Более того, некоторые народные исполнители, как, например, музыканты, сопровождающие представления кукольников в Андхре, используют определенные раги для создания определенного эмоционального фона.
Все вышесказанное с полной очевидностью выявляет и подчеркивает многообразие истоков и разветвлений индийской музыки. Как по своему происхождению, так и по процессам развития она всегда представляла собой явление множественное. Это необходимо иметь в виду, чтобы не быть введенным в заблуждение учебником по истории музыки, который утверждает, что вся индийская музыка произошла из вед.
Итак, на территории страны от одного ее края до другого существуют типы и виды музыки различных степеней простоты или усложненности. Каждые племя, народность, регион имеют свою собственную музыку. И каждая из них внесла свою долю в характер и развитие классической музыки.
Некоторые даже имеют не меньшее теоретическое обоснование, чем последняя. Дело лишь в том, что мы стали признавать наиболее сложные, теоретически обоснованные и утонченные формы, распространившиеся среди элиты, как «классическую» музыку нашей страны.