Наиболее творчески ценной музыкой — находящейся вне классической системы — является музыка Рабиндраната Тагора (1861 — 1941). Он родился в семье, известной своей высокой образованностью в области философии, религии и искусства. Так что интерес к этим областям мысли и чувства проявился у него чуть ли не с рождения и был — при отсутствии регулярного школьного образования (которое всегда им потом отвергалось) — заботливо взлелеян его родителями.

Он жил в полную динамики эпоху индийского Ренессанса, и эта атмосфера сформировала личность, объединившую в себе писателя, живописца, музыканта, философа и мистика. Уже в юношеские годы он писал свои вишнуитские падавали (лирические поэмы) под псевдонимом «Бхану Синха». В возрасте двадцати лет он создал музыкальную драму «Бальмики пратибха». За ней последовал целый ряд драм, романов, эссе и песен. А в 1913 году мир поздравил его с Нобелевской премией.

Было бы не совсем верным считать музыку Тагора полностью не связанной с классической; он использовал — как могли бы сделать лишь немногие из образованных музыкантов его времени — классические раги и тала, дхрупад, тхумри и таипа. Кроме того, он с юных лет был связан с такими выдающимися музыкантами, как Моула Бакш, Вишнурам Чакраварти, Радхика Чакраварти и Джаду Бхатта.

О последнем Тагор говорил: «Великий музыкант Джаду Бхатта пришел и поселился в нашем доме. Его ошибка заключалась в том, что он решил учить меня музыке, чего, в общем-то, так и не произошло» (так велика была его антипатия к регулярному обучению!).

Именно благодаря этой свободе от всяких формальностей песни Рабиндраната обладают совершенно особой, свойственной только им красотой. Его свобода не была, однако, анархичной; напротив, он сам налагал на себя узы, направлявшие в определенное русло его творческую активность. Этими узами были равновесие и соразмерность, а также та боязнь общих мест и банальностей, которая характеризует большого художника.

В песнях Тагора внутренняя красота индийских paг и тала выявляется во всем своем блеске, чистоте и своеобразии. Его песни о дожде, основанные на paгe «Малхар», томления влюбленного, выражаемые в рагах «Бхайрави» и «Бихаг», его чувство чудесного в рагах « Бхайрав» и «Каннада» не могут оставить слушателя равнодушным.

Рабиндранат создавал различные смешанные раги — такие, как «Бхайрава-Бхайрави», «Дарбари-Тоди-Бхайрави», а также ввел в употребление новые тала — такие, как «Навами» (5 + 4), «Рупакда» (3 + 2 + 3 + 2). Помимо классической музыки, он многое черпал в традиционном песенном искусстве, проявляя большой интерес, в частности, к киртан, бхатияли и баули.

Последних он сочинил множество, да и по духу он сам, несомненно, был баулом, странствующим
певцом-мистиком, погруженным в любовь к Другу. На его творчество оказала воздействие и европейская музыка: эти влияния шли, скорее всего, через гимны «Брахма Самадж», а также явились результатом его частых поездок за границу.

Как отмечают, в «Бальмики пратибха» он использовал целиком ирландский народный напев. Высокая утонченность таланта Тагора проявляется и особой естественной и неразрывной связи слова и мелодии в его песнях: мелодия не выражает смысл слова, но «досказывает» его там, где его значение «теряется». В этом отношении он может быть поставлен в один ряд только с Джаядевой, Пурандарой и Тьягараджей.

        

        

                              

You have no rights to post comments