По всему северу распространены бхаджаны — песни, восхваляющие и прославляющие бога. Их также можно петь либо соло, либо в религиозных общинах, называемых самадж. Нарси Мехта из Гуджерата (XV в.), Мира, царица Мевара (XVI в.), Кабир (XV в.), Тулсидас (XVI в.) и многие другие оставили нам великолепные образцы бхаджан. К сожалению, в большинстве случаев до нас дошли только поэтические тексты этих песен, а оригинальная музыка не сохранилась.

Правда, иногда мы сталкиваемся тут с устойчивой традицией исполнения и разработанной системой грамматических правил — так обстоит дело с музыкой хавели (Гуджерат и прилегающие районы), которая по характеру приближалась к стилю дхрупад, с храмовой музыкой, например Вриндавана; это относится и к некоторым религиозным песням (сабад) сикхов. Но большинство бхаджан не донесли до нас своих мелодий и исполняются на напевы, произвольно сочиненные музыкантами более поздних времен. Та же судьба постигла в настоящее время и песни сабад.

Значительное явление в музыке Северной Индии представляют религиозные песни, создателями которых были восемь поэтов, объединившихся в группу, известную под названиями «Аштаччап» или «Ашта сакха». Истоки творчества этой группы поэтов-певцов восходят к Шри Валлабхачарья (XVI в.), являвшемуся одной из центральных фигур в движении бхакти. Кумбхандас, Сурдас, Параманандадас и Кришнадас были его учениками. Сын Валлабхачарьи Госвами Витталнатх объединил этих четырех со своими учениками Говиндасвами, Читсвами, Чатурбхуджадас и Нандадас, образовав таким образом «содружество восьми».

Целью их было организовать объединенное «братство» поэтов и музыкантов бхакти, воспевающих жизнь и подвиги Кришны. «Аштаччап», вероятнее всего, окончательно сформировался между 1602 и 1608 годами. Такие представители этой группы, как Сурдас, Параманандадас и Говиндасвами, были выдающимися музыкантами; песни, созданные ими (и другими участниками содружества) на хинди и его диалектах, поются и по сей день в окрестностях Матхуры как дхрупады или бхаджаны, более или менее соответствующие традиционным формам.

Сабады, о которых было упомянуто выше, существуют уже около четырехсот лет.

        

         

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить