Одним из ранних движений, имевших влияние на формирование индийской музыки, было шиваитское и вишнуитское движение, направленное против религиозных систем джайнизма и буддизма. В нашу задачу не входит выяснение философской подоплеки конфликта или принятие той или иной стороны, но неоспорим тот факт, что это движение инспирировало творчество поэтов-мистиков и способствовало формированию великолепной мистической и гимновой поэзии.

Особое значение имеет гимнотворчество Тамилнада. Здесь возникли теварамы — религиозные песнопения, посвященные богу Шиве; их создателями были шестьдесят три найянара (духовные вожди, которым и до сих пор в храмах возносят молитвы). Наиболее известными среди этих шиваитских певцов были трое: Тирунавуккарасу (Аппар), Джнанасамбандар и Сундарамурти (VII—IX в. н. э.). Известен также Маниккавасагар (IX в.), автор «Тирувасагам», который, однако, не входил в число найянаров. В XV веке Арунагири создал около 1400 песен «Тируппукаж» в честь бога Муруги. Главными деятелями движения вишнуитов были альвары. Начиная с Пойгаи (V в.?), следует целая плеяда: Тирумалисаи, Тирумангаи, Перийялвар, Андал (поэтесса) и Наммалвар. Этим гигантам принадлежит множество прекрасных гимнов, посвященных богу Вишну или его воплощениям. Священная вишнуитская поэзия была собрана Натхамуни (X—XI в.) в антологию, известную под названием «Налайира дивья прабандхам» («Четыре тысячи Священных гимнов»).

Все они, как и многие другие, заняли почетное место в музыкальной культуре Тамилнада. Они стали неотъемлемой частью религиозных празднеств, ритуального поклонения и просто домашнего обихода. Многие из этих песнопений представляют собой речитацию или псалмодию и просты в музыкальном отношении. Они имеют просодическую структуру без ясно выраженной мелодии (рага), то есть декламируются нараспев в определенном размере, что обозначается терминами чхандам или надаи.

Но в Тамилнаде существовала и высокоразвитая музыкальная система (сохранившаяся до некоторой степени и по сей день). Имеется в виду старинная музыка мелодического типа, основанная на паннах, которые можно сравнить с джати или рагами и которые были столь же строго регламентированы, как и более поздние мелодические модели. Обычно считают, что теварамы основаны на паннах, но не имеют собственных тала. Однако же каждому из них присуща определенная просодическая и метроритмическая структура. Многие из этих паннов могут быть соотнесены с существующими рагами — хотя бы в плане звукорядов; так, основным считается звукоряд, полностью совпадающий с тем, который в наши дни лежит в основе раги «Харикам-бходжи»: Са Ри Га Ма Па Дха ни (С D E F G А В).

Традиция исполнения теварамов до сих пор сохраняется в монастырях, существующих при храмах, где носителями этой традиции являются одувары. Срок жизни наиболее ранних напевов и то, какова была оригинальная манера их исполнения, предстоит еще выяснить исследователям индийской музыки. Очевидно, что панны развивались и сливались с рагами, и, вне всякого сомнения, современная карнатская музыка своим основанием обязана подобным локальным системам, которые приобрели новый вид под влиянием пришедших извне ариев. Действительно, этот процесс отражается в некоторых названиях паннов: такие из них, как «Панчамам», «Мегарага куринджи», несомненно имеют санскритские корни.

        

         

You have no rights to post comments