Киртаны в Ориссе по существу представляют ответвление от того типа, который был введен Чайтанья Девой. Эти песни популяризировались здесь его учениками, такими, как Рай Рамананда, Мурари Гупта и Сварупа Дамодара.

Что же касается собственной, самобытной музыки данного региона, то тут наиболее известны чампу, чанда ичутиша. Вокальные композиции Ориссы обычно следуют образцу, состоящему из рефрена (гхоша пада) и последующего раздела (антара). Разница между тремя вышеназванными формами заключается в наличии или отсутствии гхоша пада, а также в количестве антара. Они также различаются по типу использованных стихотворных рифм и типу просодии. Кроме упомянутых существуют ашта пади, состоящие из восьми куплетов; однако в музыкальном отношении они не имеют сколько-нибудь заметных отличий. Первое, что бросается в глаза, — то, что чаще всего эти композиции исполняются в умеренном и среднем темпе, хотя в процессе развития появляются более подвижные пассажи. Иногда в пределах одной композиции может измениться и тала.

Существуют характерные особенности и в отношении раги. Так, любопытно отметить тенденцию использования в них гамака южного типа. Раги к тому же имеют местные, орисские названия — как, например, «Кхананашри», приблизительно соответствующая карнатской «Карахараприя» (см. таблицу мелакарта, № 22). Названия paг имеют аналоги как в карнатской музыке, так и в музыке Хиндустани; так же обстоит дело и с тала. Эта развитая музыкальная культура имела и свои теоретические труды. Примерно к XIII в. относится создание трактата Маркандадасы «Кешава коили»; в XVI в. Появился «Гита пракаша» Кришнадасы. О Кришнадасе в хвалебных тонах упоминает известный ученый Абуль Фазль, состоявший при дворе Акбара.

Кроме всего сказанного следует отметить характерное для этого региона причудливое взаимодействие музыкальных культур севера, востока и юга Индии, что заслуживает специального серьезного изучения.

        

                              

You have no rights to post comments