Установление периодизации, очевидно,  необходимое условие для истории каждой литературы,  но в нашей области мы встречаемся с серьезными трудностями, когда приступаем к разрешению этой задачи.  Периодизация истории древнеиндийской литературы - проблема исключительно сложная, доныне не решенная  окончательно. Трудность определяется прежде всего общей недостаточностью наших знаний о социальной и политической истории древней Индии. Несмотря на огромную исследовательскую работу, проделанную поколениями ученых-историков, и поныне целые эпохи остаются  для нас в значительной мере белыми пятнами, тонут в тумане веков при полном иногда или почти полном отсутствии достоверных, датированных исторических документов. Европейские исследователи неоднократно жаловались на пренебрежение, которое проявляли древние индийцы к тому, что в нашем понимании представляет  собой историческая наука, на их склонность к смешению реальности фактов с фантастикой легенд и мифов,  особенно же на их пренебрежение хронологией; и это  действительно относится, во всяком случае, к брахманской традиции, которая дает основной доступный нам  материал, сохранивший сведения об истории и культуре Индии в древнейшую эпоху.

Эта традиция оставила нам своего рода «периодизацию» своей литературы; она разделяет ее на два рода,  которые хронологически в целом следуют один за другим. Древнейшую литературу религиозного содержания,  составляющую так называемый ведийский цикл, индийская традиция называет шрути, т. е. литературой «откровения», и рассматривает ее как священное писание, созданное божественной мудростью и поведанное людям древними провидцами - риши. Последующую литературу  традиция называет смрити, т. е. литературой «предания», созданной самими людьми и передававшейся из поколения в поколение. Сюда относится примыкающая к ведийскому циклу так называемая литература сутр, ритуальная, научная и законодательная. Иных периодизаций древняя Индия не знала.

Памятники древнеиндийской литературы дошли до  нас недатированными, и определение времени их создания, требующее анализа всякого рода косвенных данных,— задача весьма затруднительная. При этом часто приходится основываться преимущественно на языковых  данных, что, естественно, дает результаты довольно неопределенные. Это осложняется еще и тем, что древнейшие памятники индийской литературы не принадлежат одному автору и какому-то одному времени; каждый из них складывался на протяжении не одного столетия поколениями безвестных авторов и часто сочетает в себе  тексты разных эпох, что ставит перед современным исследователем задачу внутренней датировки или внутренней хронологии такого памятника, задачу, не всегда разрешимую.

Отсюда и трудности проблемы периодизации, вставшие уже перед первыми историками древнеиндийской литературы. И поскольку в большинстве случаев датировка ее произведений основывалась главным образом  на данных языка, языковой принцип был положен вначале и в основу периодизации. Так, древняя литература  Индии разделялась исследователями на литературу на ведийском языке и литературу на санскрите, эпическом и классическом. Вебер в своей первой общей работе по древнеиндийской литературе соответственно выделяет два периода в ее истории. Позднее выделяли три периода - ведийский, эпический и классический, - к которым относилась литература соответственно на  ведийском, эпическом и классическом санскрите; при этом учитывались литературные формы только древнеиндийского языка; выпадала литература на пали и других среднеиндийских языках. По существу, это означало отказ от периодизации, поскольку история языка не совпадает с историей литературы. К трем указанным разделам добавился четвертый — буддийская литература (на пали и санскрите); но и это не разрешало проблемы. Классический санскрит начал употребляться в литературе, по-видимому, раньше, чем окончательно прекратилась ведийская литературная традиция, не говоря уже об эпической форме санскрита; и не было такого периода в истории Индии, когда в ней создавалась бы только буддийская литература. Попытка периодизации по языковому принципу неизбежно приводит к тому, что один период накладывается на другой и четкой границы между ними провести невозможно. На протяжении последних веков до нашей эры и всего I тысячелетия н. э. в Индии параллельно употреблялись как литературные языки эпический и классический санскрит, и так называемый буддийский, или «гибридный», пракритизированная форма санскрита, и различные ереднеиндийские языки, а с начала нашей эры - также древнетамильский язык; и создавалась одновременно литература индуистская, буддийская и джайнская.

Разумеется, периодизация истории литературы должна строиться на иных принципах, базироваться на реальной истории страны, истории ее социальных движений и  отражающей их общественной мысли - в соответствии с фактами самой литературы; но, как уже отмечалось, в истории древней Индии в этих отношениях остается  слишком много пробелов, и нельзя сказать, чтобы к настоящему времени удовлетворительная  общепринятая периодизация истории древнеиндийской литературы была уже выработана.

Более или менее целесообразным теперь можно считать деление ее на два больших периода: древнейший,  иногда называемый также ведийским, и классический период (некоторым образом это означает возвращение к периодизации, принятой еще Вебером, но уже не язык литературы служит здесь критерием). Однако границы  даже этих периодов остаются весьма неопределенными.

Древнейший период начинается от истоков индийской литературы в середине или в конце II тысячелетия до н. э. (условно XV в. до н. э.) - со времени, к которому относят создание ранних гимнов «Ригведы»; нижней его  границей - также достаточно условно - можно принять IV в. до н. э. В него входит весь основной ведийский  цикл — Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады и древнейшие памятники литературы сутр, - а также начальные версии великих эпических поэм, послужившие ядром для дальнейших наслоений, поэм, окончательно сложившихся в их канонической форме, в которой они  нам теперь известны, уже в пределах последующего периода. На второй период приходятся становление, расцвет и постепенный упадок классической культуры древней Индии — это одна из самых ярких и впечатляющих  страниц в истории мировой культуры. Чрезвычайно трудно определить время завершения этого периода. Уже к  исходу I тысячелетия н. э. начинает развитие литературная традиция на новоиндийских и дравидских языках, однако санскритская классическая литература в это время еще занимает ведущее положение; произведения на санскрите создаются в Индии на всем протяжении средневековья и даже в новое время. Классическая культура Индии, уходящая корнями в древнюю эпоху, переживает расцвет в первой половине I тысячелетия н. э. и еще  долго продолжает доминировать, захватывая период раннего средневековья. Можно условно определить конец  классического периода X или даже XII в., хотя санскритская литература, ориентирующаяся на классические каноны, продолжает создаваться и позднее, а с другой стороны, как уже было отмечено, несколькими столетиями  раньше начинают развиваться литературы на новоиндийских языках, которые в историю древнеиндийской литературы включены быть не могут; и уже совсем вне рамок указанной периодизации оказывается тамильская литература, развитие которой восходит к началу I тысячелетия, но которая в целом начинает новую традицию, продолжающуюся в средние века и в новое время (потому она обычно целиком исключается из курсов древнеиндийской литературы). Вообще в дальнейшем следует помнить об условности всех хронологических рамок и датировок в истории древнеиндийской литературы; особенно это относится к древнейшему периоду.

Настоящий очерк охватывает фактически  только часть древнейшего периода, хотя и наиболее значительную - начальную. Он ограничивается рамками ведийского цикла; героический эпос древней Индии, памятники которого дошли до нас в редакциях, сложившихся  уже в классическую эпоху, целесообразнее рассматривать в другой части общей истории древнеиндийской литературы. Хронологические границы литературы, рассматриваемой в очерке, можно условно обозначить с XV по VI в. до н. э., хотя некоторые исследователи датируют цикл Упанишад, завершающий ведийский период,  более поздним временем, и определенно позднее следует датировать литературу сутр, кратко охарактеризованную  в конце данной книги (таким образом, весь древнейший период очерк не охватывает).

 

В.Г. Эрман ОЧЕРК ИСТОРИИ ВЕДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        

You have no rights to post comments