Одной из первых попыток создания общего обзора санскритской литературы была книга Ф.Аделунга «Опыт литературы на санскритском  языке», изданная на немецком языке в Петербурге в  1830 г. Она представляет собой, по существу, библиографический обзор европейской индологической литературы раннего периода; в настоящее время труд этот представляет только исторический интерес, хотя уже в нем дан обзор более 350 санскритских литературных памятников.

Первой подлинно научной обобщающей работой по  истории древнеиндийской литературы, сохраняющей ценность поныне, была упоминавшаяся выше книга А. Вебера «Академические чтения об индийской литературной истории», вышедшая в 1852 г. Она была построена на чрезвычайно обширном оригинальном материале, в значительной части впервые введенном автором  в круг исследования. В 1876 г. вышло второе издание книги, в 1878 г. - английское издание.

Следующим по времени трудом такого рода была  книга Макса Мюллера «История древней санскритской литературы» (1859). Хотя она, возможно, превосходит труд А. Вебера живостью и яркостью изложения, теоретические основания, на которых автор ее строил свою  концепцию истории индийской культуры, оказались опровергнуты дальнейшим развитием науки и для нас в настоящее время, несомненно, неприемлемы (особенно  это относится к ариоцентристской позиции автора и к  его солярной теории, весьма односторонне объясняющей происхождение мифологических образов и сюжетов).  Книга М. Мюллера может послужить, однако, источником интересного фактического материала, хотя в целом  она значительно устарела.

Большими литературными достоинствами отличается  также книга известного немецкого индолога Л. Шредера  «Литература и культура Индии в историческом развитии» (1887). Как и книга Вебера, названная выше,  она основана на курсе лекций по истории древнеиндийской литературы, но материал излагается в ней более  доступно и увлекательно; она содержит талантливые переводы на немецкий ряда отрывков из санскритских памятников, принадлежащие автору.

На рубеже XX в. появились две значительные общие  работы по истории древнеиндийской литературы. Книга  английского индолога А. А. Макдонелла «История санскритской литературы» (1900) наиболее полно освещает ведийский литературный цикл - ту область, в которой автор книги был в свое время одним из крупнейших авторитетов. В работе немецкого индолога Г. Ольденберга «Литература древней Индии» (1903) особенно хорошо изложен (по аналогичной причине) материал
по буддийской литературе на пали и санскрите. Менее  значительна и меньше внимания привлекла появившаяся тогда же работа француза В. Анри «Литературы Индии».

Лучшим обобщающим трудом по истории древнеиндийской литературы, доныне не утратившим своего значения, явилась книга крупного австрийского индианиста  Морица Винтерница «История индийской литературы»,  изданная в трех томах в Лейпциге в 1908—1920 гг.  В ней материал древнеиндийской литературы был охвачен наиболее полно по сравнению с предшествующими  работами, названными выше. Книга М. Винтерница подводит итог исследованиям истории древнеиндийской литературы на Западе за длительный период; в освещении фактов истории культуры автор стоит на прогрессивных  для того времени позициях, проявляя глубокое понимание своеобразия индийской традиции и ее исторических  корней, и приходит ,к выводам, более обоснованным и  продуманным по сравнению с некоторыми из его предшественников. Значительно уточнил и исправил некоторые свои положения Винтерниц при подготовке английского издания книги, первые два тома которого вышли  в Калькутте в 1930—1932 гг.

Впоследствии ряд общих работ по истории литературы древней Индии был создан индийскими учеными. Среди них выделяется книга Кришны Чайтаньи «Новая история санскритской литературы» (1962), рассматривающая индийский материал на широком фоне истории мировой литературы и содержащая интересные и оригинальные авторские концепции литературного процесса в  древней Индии.

В нашей стране долгое время единственной общей  работой, содержащей обзор важнейших фактов истории  древнеиндийской литературы, оставался упомянутый выше «Очерк» И. П. Минаева. К настоящему времени он,  однако, в значительной степени устарел; кроме того, это очерк весьма сжатый, и в нем рассматривается только  литература на санскрите. Лишь в 1963 г. вышел более полный, но тоже весьма краткий обзор — «Древнеиндийская литература» И. Д. Серебрякова. В 1971 г. опубликован более обширный труд того же автора - «Очерки древнеиндийской литературы»; он, однако, не дает  систематического изложения истории литературы, но ставит интересные проблемы и разрабатывает вопросы методологии.

 

В.Г. Эрман ОЧЕРК ИСТОРИИ ВЕДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        

You have no rights to post comments