Приблизительно в IX веке инструменты этого класса в целом вышли из практики индийской музыки и были заменены цитрами и лютнями. Это явление можно обосновать как психологическими, так и чисто музыкальными причинами. Но их обсуждение увело бы нас от основной темы. Уцелело только два инструмента, отдаленно связанных с этим классом: сантур (кашмирские цимбалы) и сварамандал , также распространенный на севере Индии.

Оба инструмента имеют изготовленные из дерева резонаторы — у сантура несколько большего размера, чем у сварамандала. На сантуре натягивается по три струны для каждого звука, они прикрепляются к подставкам, имеющим колки. На инструменте играют парой изогнутых палочек. На сварамандале же около сорока струн, по одной на каждый звук, охватывающих диапазон около трех октав. На нем играют, защипывая струны пальцами.

Сварамандал

Немногие виртуозы могли бы исполнить рагу на этом инструменте; более принято употреблять его как инструмент, сопровождающий пение.

Существует еще одна разновидность струнных, входящих в эту группу и, по всей вероятности, предшествующих цитрам и лютням. Это однострунные тата вадья, использующиеся как бурдонирующие и поддерживающие ритм. Тунтуне, эктар и другие подобные инструменты главным образом выполняют функцию бурдона, хотя с помощью щипков могут воспроизводить ритмические фигуры. Наиболее «развитая» их разновидность — тамбура — используется только лишь как бурдонирующий инструмент.

        

         

You have no rights to post comments