Множество религиозных песен существует на языке каннада. Таковы, например, песни вирашайва-вачана, которые создавались Басавой, Алламапрабху, Аккамахадеви (XII в.) и многими другими. Поэтический текст отличается красотой и утонченностью, но мы не знаем, как они звучали в пении, если они вообще пелись. Ценнейшим наследием этого региона являются песни пада или деваранама , создаваемые даса. Даса означает «раб божий»; это была корпорация религиозных певцов-вишнуитов, которые странствовали, отказываясь от всякого имущества, и пели о любви к богу, о социальной несправедливости и истинной набожности.

Одним из таких даса был Пурандара, настоящее имя которого было Синаппа или Шриниваса. Родился он в 1484 году, по всей вероятности, в Пурандагархе. Он был богатым человеком и занимался ростовщичеством, но, как повествует легенда, в жизни его произошли события столь удивительные и необъяснимые, что течение ее полностью изменилось. И проснувшись однажды утром, он роздал все свое богатство и вместе со своей женой Сарасвати стал даса. Синаппа был посвящен Шри Вьясарайей, одним из известнейших философов и йогов того времени, гуру виджайянагарских императоров. Так велико было духовное рвение Пурандары, что даже Вьясарайя отмечал: «Если когда-либо существовал истинный даса, то это — Пурандара даса».

Пурандара даса поставил перед собой цель создать пять лакхов (500 000) песен. Но, согласно легенде, он смог завершить только 475 000. Остальные же 25 000, как утверждается, были завершены Виджайя дасой (XVII в.), который, по преданию, был одним из воплощений сына Пурандара даса. В наши дни мы располагаем огромным количеством его деваранама (гимнов в честь бога), сулади и угабхога. Сулади представляет собой развернутую вокальную композицию, в которой каждый раздел имеет определенный тала; угабхога же — небольшая речитативная поэма. Пурандара даса умер в 1564 году.

Пурандара даса был великим музыкантом и бхактом. Но он был также и выдающимся ученым в области музыкальной теории. С педагогическими целями он стандартизировал звукоряд в карнатской музыке, введя в качестве исходного Майямалавагаула мела: Са ри Га Ма Па дха Ни (С Des EF GAsH). Ему принадлежат установление джанта варисаи (звукоряды с парными звуками), введение сарали варисаи (звукоряды для упражнений), создание пиллари гита (небольшие песни для учебных целей) и многое другое. Вследствие всего этого Пурандара даса стал повсюду известен как Ади гуру (первый гуру) и Отец карнатской музыки (Карнатака Сангита Питамаха). Он оказал глубокое воздействие на карнатскую музыку, ибо даже Тьягараджа следовал ему в создании своих текстов и музыки, доходя в некоторых случаях до прямого подражания.

        

         

You have no rights to post comments