Гуру Нанак (1469—1539) был мистиком, с именем которого связано основание религиозной ветви сикхов. Гуру родился в Пенджабе и уже в раннем возрасте обнаружил те склонности, которые определили его дальнейшую судьбу. Предание рассказывает, что однажды в детском возрасте он заболел, и к нему пригласили врача. Но мальчик воскликнул: «Врач приведен, чтобы излечить меня; он нащупал мой пульс, но, бедняга, разве может он понять причину моей болезни? Эта боль в моем сердце потому, что я не могу слиться с господом!»

Нанак исходил всю Индию и даже совершил паломничество в Мекку. Он пел и говорил о Неизреченном имени. И повсюду рядом с ним, как тень его, был Мардана со своим рабабом. Сабады Нанака отличаются редкой красотой и выразительностью. В Пури (Орисса) он, зачарованный зрелищем арати, богослужения при светильниках, запел:

«Небо — это поднос, солнце и луна — светильники. Мириады звезд как жемчужины мерцают в честь Тебя!»

Для своих приверженцев, сикхов («постигающих») Нанак установил простые и скромные формы и традиции богослужения и песнопений. Позднее Арджун Сингх (1563—1606) собрал высказывания четырех своих предшественников в деле веры, которые и составили «Грантх» (Книгу), священное писание сикхов. Помимо высказываний и рифмованных стихотворений этих сикхских гуру, в книге фигурируют произведения святых отцов из других областей, находящихся за пределами Пенджаба, например Кабира, Намдева и некоторых суфиев. «Грантх» содержит и религиозные
песни (сабад) в различных рагах, причем тридцать одна из них сохранилась до сих пор. Традиции исполнения этих песен предписывали избегать усложненности; они имеют характер прямого движения, свойственного протяжным песням, и основаны на определенных тала.

Дхолак и картал

Их звучание, особенно в Гурудваре (Врата Господни), священном месте поклонения сикхов, отличается проникновенностью и глубиной. Встречаются также сабады, поющиеся на народные напевы, — преимущественно такие, как вар, или балладного типа. Певцам, именовавшимся «раги», аккомпанировали «рабаби» (исполнители на рабабе), следовавшие традиции Марданы. В аккомпанементах использовалась и саринда (смычковый инструмент); присоединялись также ударные инструменты, поддерживавшие ритм: дхолак, джоди (табла) и иногда — чимта (род колокольчиков).

К сожалению, в наши дни рабаб и саринду вытеснила гармоника, и это совершенно разрушило восхитительное звучание прежнего сопровождения.

        

                    

You have no rights to post comments