Другую группу составляют барабаны в форме песочных часов. Их никогда не услышишь на концертной эстраде, они используются только в народной традиционной музыке. Среди них могут быть инструменты больших размеров — какорисский тумда — или маленькие — вроде майсорского будбудке. Эта группа подразделяется на две разновидности: у барабанов первой из них (таких, как тумда, удуккаи и т. д.) звук извлекается ударами рук по мембране, барабаны же второй разновидности (такие, как дамару или будбудке) обвязываются шнурком с узлами на концах, которые и ударяют по обеим мембранам при потряхивании инструмента.

Тумда

В настоящее время барабаны в форме песочных часов — обычно принадлежность бродячих артистов, выступающих с обезьянами, но, согласно легенде, именно такого типа барабан был божественным барабаном Шивы, и из него был извлечен Изначальный звук, который породил все другие звуки — гласные и согласные.

Удуккаи

Однако из этой группы аванаддха вадья наиболее интересным инструментом представляется идакка из Кералы. Более простые разновидности этого инструмента встречаются по всей стране. Но ни один из них не может состязаться с идакка в отношении его технических возможностей и степени управляемости. Идакка имеет корпус в форме песочных часов и по обе его стороны — мембраны, которые не крепятся непосредственно к корпусу, а натягиваются на нем при помощи толстых хлопчатобумажных ниток. Барабан подвешивается под мышкой, и на нем играют палочкой. Поистине поразительны качество звучания этого инструмента и его возможности. Легким нажатием на перекинутый через плечо ремень и на хлопчатобумажную веревку, натягивающую мембрану, так же как и почти незаметными перемещениями корпуса идакки, исполнитель достигает тончайших звуковых нюансов, превращает свой барабан в почти мелодический инструмент.

Дамару

 

Идакка

        

         

You have no rights to post comments