Со времени жизни Калидасы прошло не менее чем полторы тысячи лет. Но сквозь века пронес индийский народ живую и неугасающую любовь к своему великому поэту.

Имя Калидасы до наших дней сохраняет для каждого индийца особенно глубокое значение и обаяние. С необыкновенной яркостью и проникновением выразил Калидаса в своих произведениях индийский народный характер; в них получило свое высшее воплощение то своеобразное поэтическое миросозерцание, которое лежит в основе индийского художественного творчества.

Вместе с народами Индии все прогрессивное человечество отметило в 1956 году юбилей Калидасы, гениального поэта и драматурга, произведения котороговошли в сокровищницу мировой литературы. Замечательное мастерство в изображении тончайших оттенков человеческих чувств, переживаний и настроений, неповторимая прелесть поэтических картин природы, высокое совершенство художественной формы выдвигают Калидасу в число величайших лирических поэтов всех времен и народов.

Его творчество давно заслужило восторженное признание во всех странах мира. Оно живет и сейчас, спустя столетия после смерти поэта и восхищает нас своей вечной красотой и глубокой жизненной правдой. В то же время мы почти ничего не знаем о жизни самого Калидасы; о ней нет сколько-нибудь достоверных исторических данных. До последнего времени исследователи не пришли к полному согласию даже относительно века, в котором жил великий индийский поэт. С полной уверенностью можно утверждать только, что Калидаса мог жить не позже середины VI века н. э. (к этому периоду относится самое раннее из дошедших до нас свидетельств о его творчестве: мандасорская надпись Ватсабхатти, имитирующая строфы из его поэм «Времена года» и «Облако-вестники») и не ранее II века до н. э., когда правил в Видише царь Агнимитра, который является героем известной драмы Калидасы.

Однако путем различных сложных рассуждений и хронологических сопоставлений можно отнести жизнь и творчество Калидасы к более определенной эпохе. Он жил и творил позднее Ашвагхоши и драматурга Бхасы, творчество которых относится к периоду I — III вв. н. э. Ему были известны некоторые греческие термины, занесенные в Индию, очевидно, в первые века нашей эры. Язык драм Калидасы представляется несомненно более поздним, чем язык Ашвагхоши и Бхасы. По всей вероятности, Калидаса жил в V веке н. э., точнее в первой половине или середине его, то есть в эпоху индийской династии Гуптов и, по-видимому, был современником правителей Чандрагупты II Викрамадитья, или Кумарагупты I, или же их обоих.

Объединение значительной части Индии в IV в. под властью династии Гуптов означало наступление новой эпохи в истории страны. После падения империи Маурья во II в. до н. э. Индия долго оставалась разделенной на многие царства и княжества. Только правление кушанов (I — II вв. н. э.) на время ликвидировало эту раздробленность в Северной Индии. Но государство кушанов возникло в результате чужеземного завоевания (хотя правители его и ассимилировались очень скоро на индийской почве, восприняв индийскую культуру). В противоположность этому империя Гуптов знаменовала возрождение общеиндийского патриотизма. Правители этой династии вновь объединили разрозненные после падения кушанов области и создали сильную централизованную державу на территории, охватывавшей почти всю Северную и Среднюю Индию.

Могущество Гуптов до конца V в. ограждает страну от вражеских вторжений и обеспечивает мир индийским городам и селениям. В это время процветают ремесла и торговля, развиваются экономические связи между отдаленными районами Индии, огромные богатства сосредоточиваются в политических и культурных центрах империи: городах Уджайини, Айодхья, Паталипутра и др. Устанавливаются торговые и культурные связи и с другими странами. Через Египет и Малую Азию Индия ведет морскую торговлю с Римской империей; оживляются отношения с сасанидским Ираном. В этот период укрепляются культурные и иные связи Индии с Китаем, имевшие большое значение для культурного развития обеих стран.

Все это обусловило высокий расцвет литературы, искусства и науки во времена правления Гуптов. То была эпоха просвещения, «золотой век» в истории древнеиндийской культуры. Следует отметить также, что это была эпоха религиозной терпимости и относительного свободомыслия, что не могло не благоприятствовать культурному развитию.

Около этого времени в Индии были достигнуты замечательные успехи в различных областях знания. Спустя столетия открытия индийских ученых через посредство арабов стали достоянием европейской науки; они имели огромное значение в истории мировой цивилизации.

Наиболее высоко развиты были в древней Индии математика, астрономия, медицина, грамматика, философия.

С эпохой Гуптов совпадает по времени так называемый «классический» период в истории санскритской поэзии. Этим периодом блестяще завершается многовековой путь развития древнеиндийской литературы. Богатейшие сокровища индийской поэтической традиции, созданные народным творчеством на протяжении столетий, были использованы и претворены с высоким художественным совершенством в произведениях выдающихся индийских писателей I — VI вв. н. э. В эти века жили и творили замечательные поэты и драматурги древней Индии: Ашвагхоша, Бхаса, Шудрака, Калидаса, Вишакхадатта. В их творчестве особенное развитие получил драматический род литературы, а также лирическая поэзия.

Высокое развитие драматической литературы в древней Индии естественно сопровождалось развитием сценического искусства. Во времена Калидасы переживает период своего высшего расцвета санскритский классический театр — весьма замечательное и своеобразное явление в истории мировой культуры; на нем мы еще остановимся ниже.

Здесь мы отметим только, что классический театр древней Индии был в значительной степени театром музыкальным — очень много значили в нем пение и танцы. Сохранившиеся литературные источники также свидетельствуют, что музыкальная культура стояла очень высоко в Индии во времена Калидасы. В произведениях самого Калидасы мы находим много мест, из которых видно, какую большую роль играла музыка в жизни современного ему индийского общества.

Не менее развиты были тогда в Индии изобразительные искусства. До сих пор восхищают нас своей живой прелестью чудесные фрески Аджанты; они чрезвычайно близки по духу творчеству Калидасы и вполне могли бы служить иллюстрациями к его произведениям . До наших дней сохранились в Индии развалины величественных дворцов и храмов той эпохи, великолепных зданий, говорящих о неисчерпаемом богатстве фантазии и высоком мастерстве безвестных зодчих, скульпторов и художников, о творческом гении индийского народа.

Исследователи часто сравнивают этот период с эпохой Перикла в истории древней Греции. Действительно, здесь имеется много общих черт; но нельзя забывать и о существенных различиях в характере той и другой эпохи, в характере исторического развития индийского и греческого народов.

Век Перикла был периодом высшего расцвета афинской рабовладельческой демократии. Значительно большую сложность и меньшую ясность представляет вопрос о социально-экономическом строе индийского государства при Гуптах. Считают, что империя Гуптов была последним рабовладельческим государством на территории Индии. Нельзя не отметить, однако, что еще задолго до воцарения Гуптов в жизни индийского общества начинается становление новых, феодальных отношений. Феодальные отношения играли уже весьма заметную роль во времена Гуптов; они существовали наряду с медленно отмирающими рабовладельческими отношениями, а также наряду с долго еще не исчезавшими пережитками первобытно-общинного строя. Таким образом, создавалась чрезвычайно сложная картина индийского общественного строя в тот период. Именно этим сложным характером исторического развития индийского общества объясняются многие своеобразные и чуждые европейским странам особенности в характере древней индийской цивилизации.

Эпоха Гуптов была несомненно шагом вперед в историческом развитии страны. Но это не значит, что она была эпохой безмятежного идиллического процветания и всеобщего благоденствия, как то представляется буржуазным историкам. Накопление несметных богатств при дворах царей и аристократии сопровождалось жестокой эксплуатацией народных масс — общинного крестьянства и рабов. В этот период обостряется классовая борьба. При последних царях династии Гуптов на Индию обрушиваются набеги иноземных завоевателей — белых гуннов (эфталитов). Империя Гуптов означала по существу последний подъем могущества древнеиндийского государства. После крушения империи в конце V в. в истории Индии наступает длительный период феодальной раздробленности и упадка, лишь изредка прерываемый кратковременными государственными образованиями отдельных удачливых завоевателей.

 

          

You have no rights to post comments