Прежде чем перейти к драматическим произведениям Калидасы, остановимся кратко на истории индийского классического театра.

Искусство театра развилось в Индии из народных обрядовых игр и пантомим, а также из публичных декламаций эпических поэм Махабхараты и Рамаяны в индийских деревнях. Первоначально оно процветало в народе. По-видимому, в середине первого тысячелетия до н. э. из народного искусства развивается классический театр и начинает свое существование санскритская драматургия.

Драматическая поэзия является у народа уже с созревшею цивилизацией, в эпоху пышного цвета его исторического развития. Так было и в Индии, где искусство театра развилось во времена большого исторического прогресса, объединения разрозненных областей страны в единое целое (империя Маурья) и значительных социальных сдвигов.

Прежде чем перейти к драматическим произведениям Калидасы, остановимся кратко на истории индийского классического театра.

Искусство театра развилось в Индии из народных обрядовых игр и пантомим, а также из публичных декламаций эпических поэм Махабхараты и Рамаяны в индийских деревнях. Первоначально оно процветало в народе. По-видимому, в середине первого тысячелетия до н. э. из народного искусства развивается классический театр и начинает свое существование санскритская драматургия.

Драматическая поэзия является у народа уже с созревшею цивилизацией, в эпоху пышного цвета его исторического развития. Так было и в Индии, где искусство театра развилось во времена большого исторического прогресса, объединения разрозненных областей страны в единое целое (империя Маурья) и значительных социальных сдвигов.

Театр возник как новая форма искусства, отвечавшая новым веяниям и требованиям эпохи. За отсутствием сохранившихся литературных памятников мы не можем судить о характере индийского классического театра на начальных этапах его развития. Однако на основании косвенных свидетельств можно заключить, что отличительной чертой театра, как культурного явления, была его доступность всем сословиям общества. В древнем санскритском трактате Натьяшастра о театре говорится, как о «пятой веде», не в пример священным ведам доступной всем, не исключая и низшее сословие — шудр .

Развиваясь на протяжении многих столетий, искусство театра ко времени жизни Калидасы достигло замечательного совершенства. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас работы древнеиндийских теоретиков сценического искусства и драматургии. Знаменитый трактат Натьяшастра (Natyashastra) Бхараты (приблизительно IV в. н. э.) показывает высокое развитие эстетики театра в этот период. В ряде глав Натьяшастры глубоко определяется сущность сценического искусства, дается чрезвычайно тонкий анализ эмоциональных связей между зрителем и сценой, разрабатываются вопросы изощренной актерской техники.

Естественно, что в неразрывной связи с искусством театра развивалась и совершенствовалась драматургия древней Индии. Здесь опять приходится сожалеть об утрате большинства произведений санскритской классической литературы докалидасовской эпохи. Несомненно, в числе их потеряны многие замечательные поэмы и драмы, которые могли бы обогатить индийскую и мировую литературу.

Первым индийским драматургом, чьи произведения дошли до наших дней, является Ашвагхоша, о котором мы уже упоминали как о первом крупном поэте классической эпохи. Сохранившиеся пьесы Ашвагхоши свидетельствуют о высоком уровне его драматургического мастерства. Но гораздо больше значения для развития индийской драматической литературы имело творчество знаменитого Бхасы, жившего позднее Ашвагхоши (очевидно, во II или III в. н. э.). В прологе к своей пьесе «Малявика и Агнимитра» Калидаса сам называет Бхасу в числе своих наиболее выдающихся предшественников в области драматургии. (Кроме Бхасы, он называет также Саумиллу и Кавипутру, произведения которых не сохранились.) Действительно, дошедшие до нас тринадцать драм Бхасы говорят о блестящем и разностороннем художественном даровании их автора. Творчество Бхасы безусловно оказало весьма значительное влияние на индийскую драматическую литературу последующего периода.

В частности, шедевр Бхасы «Пригрезившаяся Васавадатта» (Svapnavasavadatta) мог вдохновить Калидасу на создание его первой пьесы «Малявика и Агнимитра». «Пригрезившаяся Васавадатта», тонкая и поэтическая комедия любовной интриги, представляет вершину творчества Бхасы. Большой интерес представляют также его одноактные трагедии «Сломанное бедро» (Urubhanga) и «Задача Карны» (Karnabhara), построенные на сюжетах «Махабхараты»; эти пьесы убедительно опровергают мнение некоторых буржуазных литературоведов о неспособности индийского драматического творчествавозвыситься до трагедии. (Этого вопроса мы еще коснемся ниже.) Высокими художественными достоинствами отличаются и другие драмы Бхасы; из них мы особенно отметим его незаконченную пьесу «Чарудатта в бедности» (Daridracarudatta), где сквозь традиционную условность художественной формы проступает реалистическое изображение жизни древнеиндийского города.

Это произведение Бхасы легло в основу «Глиняной повозочки» (Mrcchakatika)— пьесы великого индийского драматурга Шудраки (предположительно III или IV в. н. э.). Шудрака — единственный из драматических писателей классического периода, известных нам, кого можно поставить наравне с Калидасой по силе художественного таланта, по глубине проникновения в сущность индийского народного духа. Дошедшие до нас произведения Шудраки — знаменитая «Глиняная повозочка» и одноактная комедия «Лотос-подарок» (Padmaprabhrtaka)— полные жизни и драматического движения, яркими красками рисуют быт и нравы современного автору индийского общества; они содержат элементы острой социальной сатиры. В сокровищницу мировой литературы вошла бессмертная «Глиняная повозочка», где с гениальным художественным мастерством запечатлена индийская жизнь той отдаленной эпохи в ее наиболее характерных и типических проявлениях.

Санскритский классический театр переживал во времена Калидасы эпоху своего расцвета. Драматургия в этот период становится преобладающим жанром в литературе. И не случайно именно в этом роде литературы достиг Калидаса вершин своей поэзии. Мы уже отмечали неоднократно лирический характер дарования Калидасы. С замечательным искусством использовал Калидаса драматическую форму для самого полного и совершенного раскрытия сильнейших сторон своего таланта, для особенно яркого и глубокого изображения внутреннего мира человека, его тончайших душевных движений и переживаний. Калидаса создает лирическую драму, своеобразный и необычный для европейского читателя вид драматической литературы, где в центре внимания становятся не бурные конфликты и столкновения характеров, но тонкая и неуловимая игра чувств и настроений, душевная жизнь героев, раскрытая на фоне живых и поэтических картин природы.

 

          

You have no rights to post comments