Перед тем как начать, мы проверим положение нашего тела. Проверьте плечи, если в них есть напряжение, то приподнимите их к ушам, а затем резко опустите. Это можно сочетать с дыханием, вдыхая приподнимаете плечи, выдыхая опускаете плечи. Проверяем, чтобы в руках не было никакого напряжения. Быстро просматриваем тело. Если нужно как-то изменить нашу позу, то измените, чтобы наш ум был удовлетворен. Делаем три глубоких вдоха и выдоха, вдыхаем покой и выдыхаем свои мысли.
Несколько минут мы сосредотачиваемся на ощущениях, возникающих при дыхании, вдыхая и выдыхая через ноздри.
Затем мы переходим к аналитической медитации на равностность. Мы размышляем о трех группах людей. Перед собой представьте незнакомцев, слева от них друзей, справа от них врагов. Теперь перед Вами три группы людей, слева направо — друзья, незнакомцы, враги.
Начинайте анализировать эти три группы. Когда мы думаем о незнакомцах, они ничего по отношению к нам не совершили, не говорили нам добрых слов, не были грубы с нами. В нашем уме с ними не связаны никакие истории. Поэтому и не возникает никакой реакции.
Затем Вы обращаетесь вниманием к группе друзей. Друзья не всегда были друзьями, когда-то они были людьми, к которым у нас нейтральное отношение, были незнакомцами, людьми, с которыми нас не связывала ни какая история. Затем мы стали развивать с ними связь, они хвалили нас, помогали нам, соглашались с нами. И мы навесили ярлык — друг. Все друзья когда-то были незнакомцами. Но затем из-за своего поведения стали друзьями.
Затем мы думаем о врагах, о раздражающих нас людях. Они также были когда-то незнакомцами. Что же они совершили? Они не соглашались с Вами, не хвалили Вас, спорили с Вами, возможно критиковали Вас. Совершая негативные действия стали Вашими врагами.
Незнакомцы — объект Вашего равнодушия или невежества. Друзья — объект Вашей привязанности. Враги — объект отторжения или гнева. Когда Вы думаете о своем друге, в Вас может возникнуть радостное возбуждение, из этого радостного возбуждения мы развиваем привязанность. Из предыдущих моментов возбужденности, мы также развили привязанность к человеку, и теперь мы ее усиливаем и углубляем. А эта привязанность приносит страдания. Тот факт, что у нас есть друзья не приносит нам страдания, страдание нам приносит привязанность.
Затем мы думаем о врагах, о раздражающих нас людях. Когда Вы встречаете своего врага, у Вас возникает негативная реакция. Вы можете рассердиться, испытать страх, беспокойство, ощутить депрессию, угнетенность. Если Ваша реакция гнев, из-за того, что в прошлом Вы также испытывали гнев, то сейчас Вы усиливаете это омрачение. Это в будущем принесет страдание.
Что же происходит, когда мы встречаем третью группу — незнакомцев? Нам не интересно, мы не вовлекаемся в контакт с ними. Ум может ощущать скуку, это усиливает наше невежество. Затем мы размышляем о том, что под влиянием внешних условий, ум постоянно испытывает то эмоциональный подъем, то спад. Возбуждается, испытывает привязанность, испытывает отторжение, усиливает невежество. Это происходит ежедневно, каждый день. Этот заблудившийся возбудившийся ум, с ним мы не можем ожидать счастья.
С подобным умом очень сложно зародить бодхичитту. Потому, что мы проводим различение, мы говорим, что мне не нравится эта группа людей, к этой группе людей я равнодушен, а вот эта группа людей мне действительно нравится. Все свои усилия мы направляем на группу людей, которая нам нравится не под влиянием бодхичитты, а под влиянием привязанности.
Можно подумать о том, что в прошлых рождениях враг был другом, друг был врагом, незнакомцы могли быть Вашими матерями или отцами. Жизнь за жизнью эти отношения меняются. Из-за того, что у нас нет ясновидения, мы не помним. Поэтому нам нужно использовать здравые рассуждения, чтобы убедить себя, что все живые существа заслуживают нашей любви и сострадания. Эти любовь и сострадание проистекают из равностности.
Последние несколько минут медитации мы думаем о том, как нам проводить поменьше различий, как развить настрой равностности? Мы приходим к выводу, что мы должны развить настрой равностности, для того чтобы развить другие качества, выполнить свое обещание помочь всем живым существам.
Прямо сейчас же мы можем посвятить все заслуги благу всех живых существ.
По материалам лекции Лобсанга Намгьяла. Организатор ФПМТ. http://fpmt.ru/