НАЧАЛЬНЫЙ КУРС САНСКРИТА (Автор: Сергей Ефимовский)

Для просмотра текстов на Санскрите и транслитерации нужно установить шрифты Sanskrit

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (занятие 2)

Практический пример: образование падежных форм Именительного и Дательного падежей от различных основ Формы Именительного падежа различных основ (падежные окончания приведены в скобках)

Основа слова \ Число Единственное (оконч.) Множественное (оконч.)
[deva] «дэва» m. “бог” [devas] «дэвас» (“-с”) [dev=s] «дэв=с» (“-ac”)
[vana] «вана» n. “лес [vanam] «ванам» (“-м”) [van=ni] «ван=ни» (“-aни”)
[agni] «агни» m. “огонь” [agnis] «агнис» (“-с”) [agnayas] «агнайас» (“-ac”)
[v=ri] «в=ри» n. “вода” [v=ri] «в=ри» (нет) [varz[i] «вар17и» (“-ини”)


Основа слова \ Число Единственное (оконч.) Множественное (оконч.)
[mati] «мати» f. “мысль” [matis] «матис» (“-с”) [devzs] «дэв1с» (“-иc”)
[m=y=] «м=й=» f. “майа” [m=y=] «м=й=» (нет) [may=s] «май=с» (“-ac”)
[guru] «гуру» m. “учитель” [gurus] «гурус» (“-с”) [guravas] «гуравас» (“-ac”)
[devz] «дэв1» f. “богиня” [devz] «дэв1» (нет) [devyas] «дэвйас» (“-ac”)
[brahman] «брахман» n. “благо” [brahma] «брахма» [brahm=ni] «брахм=ни»
[brahman] «брахман» m. “Брахман” [brahm=] «Брахм=» [brahm=nas] «Брахм=нас»
[d=tar] «д=тар» m. “податель” [d=t=] «д=т=» [d=t=ras] «д=т=рас»
[d=tar] «д=тар» n. “дающее” [d=tf] «д=т–» [d=t»[i] «д=тЈ7и»

 

В Таблицах, приведённых выше и ниже, даны формы слов в Именительном и Дательном падежах (и окончания Именительного и Дательного падежей) для семи видов разных видов основ. Поскольку падежные окончания основы данного вида зависят ещё от рода слова, то в случае наличия такого различия приводятся эти различные формы слов и их падежные окончания. Падежные окончания приведены в скобках рядом с соответствующим словом.
Формы Дательного падежа различных основ (падежные окончания приведены в скобках)

Основа слова \ Число Единственное (оконч.)
[deva] «дэва» m. “бог” [dev=ya] «дэв=йа» (“-айа”)
[vana] «ванна» n. “лес” [van=ya] «ван=йа» (“-айа”)
[agni] «агни» m. “огонь” [agnaye] «агнис» (“-э”)
[v=ri] «в=ри» n. “вода” [v=ri[e] «в=ри7э» (“-э”)
[mati] «мати» f. “мысль” [mataye] «матайэ» (“-э”)
[m=y=] «м=й=» f. “майа” [m=y=yai] «м=й=йаи» (“-аи”)
[guru] «гуру» m. “учитель” [gurave] «гуравэ» (“-э”)
[devz] «дэв1» f. “богиня” [devyai] «дэвйаи» (“-аи”)
[brahman] «брахман» n. “благо” [brahmane] «брахманэ» (“-э”)
[brahman] «брахман» m. “Брахман” [brahmane] «Брахманэ» (“-э”)
[d=tar] «д=тар» m. “податель” [d=tre] «д=трэ» (“-э”)
[d=tar] «д=тар» n. “дающее” [d=tfne] «д=т–нэ» (“-э”)



Упражнение по образованию падежных форм слов.
1) Заполните клетки Таблицы, записав формы приведенных слов в Именительном падеже.

Основа слова \ Число Единственное Множественное
[,iva] «9ива» m. “Шива, Благой”    
[liüga] «ли3га» n. “знак, Лингам”    
[ra,mi] «ра9ми» m. “луч”    
[buddhi] «буддхи» f. “разум”    
[Durg=] «Дург=» f. “Дурга”    
[Viq[u] «Виш7у» m. “Вишну”    
[Lakqmz] «Лакшм1» f. “Удача” [Lakqmzs] «Лакшм1с» (исключ.)  
[+tman] «+тман» m. “Душа”    
[kartar] «картар» m. “деятель”    

 

2) Заполните клетки Таблицы, записав формы приведенных слов в Дательном падеже.

Основа слова \ Число Единственное Приветствие божеству
[Viq[u] «Виш7у» m. “Вишну”    
[Lakqmz] «Лакшм1» f. “Удача”    
[brahman] «брахман» m. “Брахман”    
[Saraqvatz] «Сарасват1» f. “Озёрная”    
[,iva] «9ива» m. “Шива, Благой”    
[P=rvatz] «П=рват1» f. “Горная”    

 

3) Запишите в Таблицу со словами в Дательном падеже с помощью латинской или русской транслитерации приветствия нескольким божествам, использующих формы Дательного падежа соответствующих имён, и произнесите эти приветствия вслух. Используемый шаблон:

Ao'  g,exay  nm"  [o‚  ga[e,=ya  nama\] “o8  га7e9=йa  нама4”  «ОМ! Ганеше поклонение»

 

Практический пример: спряжение в Изъявительном наклонении

В Таблицах приведены простейшие формы спряжения двух глаголов в Изъявительном наклонении настоящего времени – один в залоге Парасмаипада (корень [likh] “писать”), а другой – в залоге Атманэпада (корень ).

Спряжение глагола il%( [likh] "писать"  в Parasmaipada.

Число \ Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
1-е likh=-mi
"я пишу"
likh=-vas
"мы (двое) пишем"
likh=-mas
"мы (много) пишем"
2-е likha-si
"ты пишешь"
likha-thas
"вы (двое) пишете"
likha-tha
"вы (много) пишете"
3-е likha-ti
"он пишет"
likha-tas
"они (двое) пишут"
likha-nti
"они (много) пишут"


Первичные личные окончания для действительного залога (Parasmaipada).

Число \ Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
1-е -mi * vas * -mas *
2-е -si -thas -tha
3-е -ti -tas -nti

* Окончание "-а" основы глагола (ОНВ) в первом лице всех чисел удлиняется в "-=".

 

Спряжение глагола ix=( [,ikq] "учиться"  в +tmanepada.

Число \ Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
1-е ,ikq-e-
"я учусь"
,ikq=-vahe
"мы (двое) учимся"
,ikq=-mahe
"мы (много) учимся"
2-е ,ikqa-se
"ты учишься"
,ikqe-the
"вы (двое) учитесь"
,ikqa-dhve
"вы (много) учитесь "
3-е ,ikqa-te
"он учится"
,ikqe-te
"они (двое) учатся"
,ikqa-nte
"они (много) учатся "

 

Первичные личные окончания для среднего залога (+tmanepada).

Число \ Лицо Единственное число Двойственное число Множественное число
1-е () * -vahe ** -mahe **
2-е -se -=the/-ithe -dhve
3-е -te -=te/-ite -nte

* Фактическим окончанием всегда будет [].
** Окончание "-а" основы глагола (ОНВ) в первом лице двойственного и множественного чисел удлиняется в "-=".

 

Формула образования формы глагола в настоящем времени:

Форма глагола = ОсноваНастоящегоВремени + Личное окончание

 

3.3.2. Написать на Дэванагари корень, ОНВ и форму 3л.ед.ч. глагола (несколько повторов):
1. [pat] - [pata] - [patati] v. летит________________________________________________________
2. [gam] - [gaccha] - [gacchati] v. идёт ___________________________________________________
3. [dr=] - [dr=] - [dr=ti] v.бежит__________________________________________________________
4. [garj] - [garja] - [garjati] v. рычит______________________________________________________
5. [kh=d] - [kh=da] - [kh=dati] v. ест_____________________________________________________
 

Aкшарыp [pa] t [ta] g [ga] m [ma] c [ca] ^ [cha] d [da] % [kha] g [ga] j [ja] i [i] a [=]   ( {отмена -a}

3.3.3. Повторить на Дэванагари короткие предложения без применения правил сандхи и с ними:
1. mnuZys(  gC^it = mnuZyo gC^it человек идёт___________________________________________
2. Aës(  dãait = Aëo dãait конь бежит_____________________________________________________
3. %gs(  ptit = %g"ptit  птица летит___________________________________________________
4. v*=s(  ptit = v*="ptit  дерево падает___________________________________________________
5. is'hs(  gjRit = is'ho  gjRit лев рычит_________________________________________________
6. is'hs(  %adit = is'h"%adit лев ест___________________________________________________

 

Практический пример: образование сложных слов татпуруша

4.1. В Таблице приведены правила сандхи для гласных.

ПРАВИЛА САНДХИ ДЛЯ ГЛАСНЫХ ("+" означает раздельное написание)

КОНЕЧНАЯ ГЛАСНАЯ ПЕРВОЙ МОРФЕМЫ  
[a, =] [i, z] [u, x] [f] [e] [ai] [o] [au] НАЧАЛЬНАЯ
ГЛАСНАЯ
ВТОРОЙ
МОРФЕМЫ
РЕЗУЛЬТАТ САНДХИ  
[=] [ya] [va] [ra] [e] [=]+[a] [o] [=va] [a]
[=] [y=] [v=] [r=] [a]+[=] [=]+[=] [a]+[=] [=v=] [=]
[e] [z] [vi], [vz] [ri], [rz] [a]+[i, z] [=]+[i, z] [a]+[i, z] [=vi], [=vz] [i, z]
[o] [yu], [yx] [x] [ru],[rx] [a]+
[u, x]
[=]+
[u, x]
[a]+
[u, x]
[=vu], [=vx] [u, x]
[ar] [yf] [vf] rri [a]+[f] [=]+[f] [a]+[f] [=vf] [f]
[ai] [ye] [ve] [re] [a]+[e] [=]+[e] [a]+[e] [=ve] [e]
[ai] [yai] [vai] [rai] [a]+[ai] [=]+[ai] [a]+[ai] [=vai] [ai]
[au] [yo] [vo] [ro] [a]+[o] [=]+[o] [a]+[o] [=vo] [o]
[au] [yau] [vau] [rau] [a]+[au] [=]+[au] [a]+[au] [=vau] [au]


4.2. Пользуясь правилами сандхи, составить сложные слова, написать их латинскую транслитерацию.
[preta+z,a] m. Владыка усопших (Тр.)_____________________________________________
[ga[a+adhipa] m. Владыка свиты (Тр.)_____________________________________________
[um=+pati] m. Супруг Умы (Тр.)__________________________________________________

4.3. Перевести с санскрита, пользуясь словарём:
p[etexim]s( [prete,amitras] ___________________________________________________________
£mapTyanNds( [um=paty=nandas] _____________________________________________________
g,ai/pairs( [ga[=dhip=ris] __________________________________________________________
Словарь: 1. [mitra] m. друг; 2. [=nanda] m. радость; 3. [ari] m. враг.
 

Заключение

На этом занятии приведены только некоторые явления грамматики санскрита. При реальном изучении языка их приходится осваивать в гораздо большем количестве. С одной стороны, это затрудняет изучение и увеличивает время, необходимое для усвоения санскрита. С другой стороны, а кто сказал, что этого затруднения не должно быть. Язык этот необходим далеко не всем людям, мягко говоря, поэтому, и преграды стоят соответствующие. Если он Вам необходим – все препятствия будут преодолены. Если нет – тогда и расстраиваться не имеет особенного смысла.

 

You have no rights to post comments