Я познакомлю вас с индийской версией истории йоги, в которой некоторые важные документы датированы иначе, чем в западной трактовке. Эти знания я получил в гурукуле — классической индийской школе.

Когда зародилась йога, точно не известно. Наскальные изображения людей, выполняющих асаны, археологи относят к периоду около 3000 лет до н. э. Тем не менее некоторые ученые утверждают, что йога существовала задолго до этого, ссылаясь на сходство йоги с шаманизмом. Они считают, что изначально оба эти искусства преследовали одни и те же цели: лечить членов общины. Йоги и шаманы выступали в роли посредников между людьми и высшими силами, от которых зависела жизнь их соплеменников.

В истории йоги выделяют пять периодов: доведический, ведический, доклассический, классический и постклассический.

В доведический период, или доисторический, знания йогов передавались из уст в уста. Считается, что в те времена люди могли без труда запоминать большие объемы информации (а позже деградировали и разучились, почему и понадобилось фиксировать знания на письме). По легенде, в доведический период бог Вишну впервые передал учение о йоге предку Солнца царю Ману. Позднее, в период доклассической йоги, эти знания также получил герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Арджуна.

Ведический период связан с появлением Вед — сборника священных писаний, ставшего основой современного индуизма. В Ведах излагается древнейшее учение — ведическая йога. Для этого периода характерны ритуалы и обряды, позволяющие преодолеть границы сознания. Жить в божественной гармонии простых людей учили риши — ведические йоги, которые благодаря интенсивной духовной практике могли предсказывать будущее. Также в этот период йоги стремились к уединению и жили в лесах.

Доклассическая йога ознаменована созданием Упанишад. На Западе считают, что первые Упанишады появились в VIII веке до н. э., но индийские ученые придерживаются мнения, что эти древние писания существовали до «Бхагавад-гиты», предположительно созданной за 3000 лет до н. э. В Упанишадах дается более детальное описание ведического учения и разъясняются три главных аспекта жизни: универсальная Вселенная (брахман), внутренняя Вселенная (атман) и отношения между ними.

Согласно мнению индийских историков, «Бхагавад-гита» развивает идеи Упанишад. Центральная мысль этого писания такова: жить — значит быть активным и действовать, помня о милосердии и преодолевая свое эго. «Гита» перечисляет три необходимых аспекта жизни каждого человека: бхакти (преданная любовь), джняна (знание или глубокое размышление) и карма (бескорыстные действия).

В этот же период появился буддизм. В VI веке до н.э. индийский принц Сиддхартха Гаутама, изучавший йогу, в 35 лет достиг состояния просветления и начал проповедовать идеи буддизма, подчеркивая важность медитации и практики йогических асан.

Начало классического периода отсчитывают с момента появления Йога-сутр, собранных мудрецом Патанджали за 150 лет до н. э. Впервые принципы йоги были изложены в письменном виде. Труд состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые разъясняют основные принципы раджа-йоги (см. «Йога-сутра Патанджали»). Согласно Патанджали, каждый человек состоит из материи (пракрити) и духа (пуруша), и нужно отделить одно от другого, чтобы очистить дух. Это утверждение противоречило ведической и доклассической йоге, в которых большое значение придавалось объединению тела и духа. Принципы Патанджали главенствовали в течение нескольких столетий, и многие йоги фокусировали свое внимание на медитации, пренебрегая асанами. Значительно позже идея важности практики асан возродилась: они понадобились для того, чтобы менять тело и делать его бессмертным.

Постклассическая йога имеет дело исключительно с реальностью: человека учат принимать мир и жить настоящим. В конце XIX века йога появляется на Западе. В 30-х годах XX века о ней много говорят в связи с возросшим интересом к здоровому образу жизни и вегетарианству. В 50-60-х на Запад устремляются многие индийские учителя, которые разъясняли йогическое учение. Среди них: Шри Б. К. С. Айенгар, рассказавший о йоге на современном языке, Махариши Махеш, популяризатор трансцендентальной медитации, Свами Шивананда, написавший более 200 книг о йоге и философии, Свами Сатчитананда, который представил ритуальное песнопение и йогу на пацифистском рок-фестивале в Вудстоке. В 70-х годах Йоги Бхаджан открыл западному миру традицию кундалини-йоги.

Источник: jv.ru

You have no rights to post comments