Маздаясни - последователи Заратустры

Персы, как было завещано их пророком, признают Ахура Мазду, как Всемогущего Бога и Единого Создателя всех созданий. С тех пор в Авесте, Всемогущий Создатель также известен просто как Ахура, «Владыка жизни», или как Мазда - «всезнающий».

Авестийский термин Маздаясни - «поклоняющийся Мазде» вообще применяется к Зороастрийцам. Авеста называет Заратушти – «последователь Зороастра, Зороастриец». Так как Парсы исповедуют религию, проповеданную Зороастром, они признают Зороастра как их пророка, и известны также как Зороастрийцы. В молитвах Авесты, в разделах веры, ежедневно практикуемых,  Зороастриец торжественно подтверждает: " Маздаясно Ахми, Маздаясно Заратушти" - я - Маздаясниец, Маздаясниец Заратушти". Так как Парсы утверждают их веру в Ахура Мазду, как всемогущего Бога, и в Заратуштру. как их пророка, они, таким образом, известны их двойным названием: Маздаясни Заратушти.

Парси

Термин Парси получен из слова Парса (pArsa), которое является старо-персидской формой названия области в юго-западном Иране в древности. То же самое название использовалось  и для жителей области. На Среднем Персидском языке слово Парсик (pArsIk) использовалось как для людей, так и для языка области Парс. Термин - Парсик (pArsIk) стал Парси в более поздней речи. Парси (Parsi), поэтому, буквально означает: «тот, кто принадлежит  к Парси».

Слово Парси, является первоначально этническим термином, и вообще применялось к людям провинции Парс. Но позже термин приобрел религиозную окраску, и также использовался для Зороастрийских жителей Парса. Согласно тексту на пахлави (средне-персидском языке) Karnamak i Artakshir Papakan, индийский астролог обращается к  королю Артахширу Сасаниду, как королю Парсов.

После крушения Империи Сасанидов и Арабского завоевания Ирана, термин Парси использовался для тех жителей Ирана, кто остался преданным вере предков, а именно Зороастризму. Термин особенно использовался для иранских Зороастрийцев, чтобы отличить их от тех иранцев, которые отвергли свою наследственную веру и приняли Ислам. Начиная с тех дней, к Парси относятся исконные жители Ирана и их потомки, исповедующие Зороастризм, и живущие в Иране, Индии и в других странах.

Парси – Зороастриец: первый термин – этническо-религиозный, имея в виду, и народность и религию. Однако, Парси предпочитают использовать двойное название Парси-Зороастриец, чтобы указать их народность и религию.

Религия: термин 'религия' может быть определен, как "божественный закон жизни". Это - закон жизни, указанный пророком. Религия передает божественное знание относительно Создателя и Духовных Существ, относительно жизни в этом мире и жизни за его пределами. Она учит, что мы должны делать в нашей жизни, и показывает человеку, как ему нужно относиться к Создателю, к себе, и к другим, в этой жизни.

Авестийское слово религия – Даена (daenA), более позднее Даен, и значит буквально  знание, божественное знание, мудрость. То же самое слово в Авесте также означает ' совесть, восприятие, и духовный элемент (человеческой индивидуальности) '. Следовательно, Зороастрийская концепция «религии» - божественно вдохновленное знание, божественная мудрость, и практика этого в каждодневной жизни в этом мире.

 

Пророк Заратуштра

Термин пророк определен как божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель, кто приносит послание религии, показывает и переводит указания Бога, и учит людей относительно поведения в жизни в этом мире. Пророк, поэтому, является более высокой душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами и продвинутой в духовном проникновении. Слово Авесты для 'пророка' - ashta. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянием Язата (Yazata), то есть Божественное Существо, и во многих текстах, его упоминают сразу после Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами.

 

Древность

Зороастризм - самая древняя мировая религия этой цивилизации, и его пророк, первый пророк в мире. Ныне сохранившиеся священные писания Авеста, не сообщают никакие прямые данные, относительно времени, в котором пророк Заратуштра жил, однако, это может быть рассчитано по различным другим косвенным источникам, основанным на исторических, литературных, лингвистических, астрономических, геологических и археологических доказательствах. Существующие основные мнения ученых могут быть разделены на три группы:

A) Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее – до н.э.): самые ранние Греческие и Римские писатели сохранили традиции относительно даты Пророка Заратуштры на основе трех отправных точек: (1) экспедиция Ксеркса (Xerxes); (2) Троянская война; и (3) смерть Платона. Результат в каждом случае приблизительно подобен.
(1) Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно  в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно 6180 до н.э.
(2) Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его в приблизительно 6180 до н.э.
(3) Плиний Старший пишет: " имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры.

Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus - 6348 B.C.
Hemippus, Hermodorus, Theopompus - 6184 B.C.
Xanthus, Diogenes - 6480 B.C.
Herodotus - 600 B.C.

Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением. Нигде в собственно Иранской традиции не сообщается, что Пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), или что он жил 258 или 300 лет перед Александром. Напротив, все собственные источники определяют очень далекую старину Пророку, и показывают, что он появился не позже чем 6000 B. C.
 

Б) Большое Оледенение геологически помещено в пределах 10-и тысячелетий B.C. Если бы линейно идентифицировать те исторические события с фактами связанными с жизнью Заратуштры, и затем периодом правления короля Джамшеда, как исторически установленными, то жизнь пророка пришлась бы на 6-е тысячелетие B.C.
 

В) Лингвистический метод: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские) и Гатхас (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление древности языка Авесты, сходится на периоде вокруг 6-ых тысячелетий B.C. Необходимо заметить, что Гатхас однозначно признается более древними, чем Ригведа. 
 

Г) Астрономический: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка.
Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias - 6000 B.C.
S.J.Bulsara - 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala - 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G.Tilak - 4500 B.C. (На основе Филологии Вед и Гатх)
 

Д) Даты между 1000 B. C. и 1700 B. C.:
Некоторые ученые, под влиянием Библии, и в некоторой степени археологии находят правильными следующие даты: профессор Мэри Бойс - 1500 B.C.
K.R. Cama - от 1200 до 2300 B.C.
J.M.Unwala - 1100 -1400 B.C.

Е) Дата приблизительно 630 B. C.:
1.      Текст на пахлави (средне-персидском) Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена.
2.      Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама»,  указывает 300 лет перед Александром.
3.      Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет.
4.      Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на средне-персидском.

Это - известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иран приблизительно в 330 B. C. Следовательно согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C.

Базирующийся на вышеупомянутой хронологии некоторые Западные ученые установили предполагаемые даты как следующие: A.V.W.Jackson – от 6600-до 700 B.C.; E.W.West – от 6600- до 700 B.C.

Основная причина для этой неточной хронологии - то, что тексты на пахлави утверждают, что мир длился в течение 12000 лет, и что пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия. Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи. Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии. Следовательно, заявления " 258 лет перед Александром " и " 300 лет перед Александром " основаны на ненадежных данных.

Имя и фамилия: персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), и на Современном персидском и других языках, это имя принимает различных формах, но вообще Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма – Зороастр (Zoroaster), который используется  в английском и других Европейских языках. Название пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения - "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда". Спитама (Spitama) - название семейства Пророка, и это означает "самый белый, самый чистый". Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.

Божественное назначение: Согласно Яшна (Yasna), Главе 29, когда Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Создателю, на загрязнения и зло, происходящие на планете. Создатель, обсудивший это с Божественными Существами объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это – Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного принца, в то время как согласно божественному совету средство от бед мира было Духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение Заратуштры было подтверждено.

Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни: отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает "обладающий серой лошадью". Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо. Это означает "молочная". Он был рожден в  Азербайджане (Azar Baizan), Северо-западная область древнего Ирана, в религиозной общине, известной как Маздаясни 'Mazdayasni', которую он позже поддержал и включил в основу религии.
Заратуштра улыбался при рождении, из-за понимания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Страна была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они, поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и, следовательно все такие попытки были напрасны.

Божественное Открытие: когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного ума». Он оставался на горе в течение 10 лет, и посвятил время и энергию молитве, медитации и общению с Божественными Существами. Там он получил божественное Посвящение и передачу Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Махана (Vohu Manah) и Сраоша (Sraosha).

Ранние трудности: в возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. В начале, Пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. Злой дух приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на Пророка. Заратуштра пропел короткую молитву  Ахуна Ваирья (Ahuna Vairya), и демон сбежал, объявляя свое поражение. Он чувствовал, что демоны планировали его смерть. Крайне беспомощный, Злой Дух пробовал умиротворить и покорить Пророка,  предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: "Никогда не откажусь от веры -  даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!"

Ученики Пророка: наконец, провидением Ахура Мазды, Пророк Заратуштра одержал победу. Его первый ученик был его отеческий кузен Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие ученики Пророка были  Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.
Пророк Заратуштра проповедовал его религию во дворе короля Виштаспа. После того, как интеллектуальные обсуждения и духовные опыты короля Виштаспа привели к признанию его,  как истинного пророка Ахура Мазды, Виштасп стал королем-патроном. Кроме того, члены его королевского семейства, королева Хутаоса (Ketayun), его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли Религию Пророка Заратуштры. Позже, Религия была принята всеми жителями Ирана.

Арджасп (Arjasp) объявляет войну Ирану: Когда Туранский король Арджасп услышал, что король Виштасп и иранские люди восприняли религию Пророка Заратуштры, он послал гонцов к королю Виштаспу и угрожал ему страшным вторжением, если он не откажется от Зороастризма. Король Виштасп отказался отступать от Религии, и подготовился к защите страны. Туранцы вторглись в Иран, и после жестоких сражений, в которых храбрые члены королевского семейства и простые иранцы отважно боролись в защиту религии и страны, Иран устоял. Зарир и другие Иранские герои отдали свои жизни. В конечном счете, иранцы одержали полную победу.

Восхождение Пророка Заратуштры: В Авесте нет никаких указаний, прямых или косвенных, относительно кончины Пророка. Это упомянуто только в пахлави и персидской литературе. Специальный термин, используемый в пахлави для кончины Пророка - vihez i zartusht'  - восходящий. В книге Денкарт (Denkard VII, преамбула Ch. IV и V) Саддар Бундахишн (Saddar Bundahishn) говорит, что после выполнения его миссии Заратуштра ушел к прародителям рода в Арья Веджае (Airan Vej)
Поздняя персидская традиция сообщает, что Пророк был убит Туранским солдатом Тур-бара-Туром, а пророк, в возмездии убил того,  бросив в него четки. Это кажется,  невероятным, поскольку Заратуштра, на основании его собственной Божественной Энергии (Khvarenangh) был настолько неукротим, что даже Злой Дух (Angra Mainyu) не был способен вредить ему. (Denkard, Vd.19, Ashi Yasht 2.20, Zamyad Yasht 80,81, Yasna 9.12,13) Таким образом, чтобы обычный смертный  убил Пророка, это кажется невероятным. Может иметься другая версия, которая объясняет это, поскольку согласно Бахман Яшт (Bahman Yasht) умерщвление Тур-бара-Тура было необходимо для сохранения и восстановления страны.
Согласно более поздней традиции, Заратуштра скончался в возрасте 77 лет и 11 дней. День кончины Пророка известен на гуджарати, как «Зартошт но дишо»; и это празднуется в настоящее время в месяце Маха (Roz Khorshed, Mah Dae).

Доказательства Божественного Состояния Пророка Заратуштры:
1. Приготовления, сделанные перед Рождением (Denkard Bk. VII, Selections of Zadsparam, Yasna 29)
2. Расцененный как Язата (Yazata) – Божественное Существо (Yasna 3.2,21; 4.23; 7.21)
3. Ему придан статус даже выше чем Амешаспентам (Ameshaspands) - лучам или духовным воплощениям Ахура Мазды (5 Gehs, Khordad Yasht).
4. Он был принят как владыка и хозяин всего человечества (Farvardin Yasht 24.91; Tir Yasht 13, Avan Yasht 89, Yasna 70, Visparad Kardeh 2.4, 16.3)

 

Хронология Зороастризма

Изучение хронологии религии может быть разделено на восемь стадий. Пять Маздаяшни Заратошти династий, которые управляли Ираном. Первые две рассматриваются легендарными, так как нет исторических, или археологических данных о тех временах. Однако это восприятие ошибочно.

1. Пешдадиан (Peshdadian) династия (C 10,000-7,500 B.C.): К этому периоду относится начало поклонения и веры в единого Бога Ахура Мазду, начало религиозных практик и внесение атрибутов, подобно ношению Судрех-Кушти (Sudreh-Kushti) - освященной одежды, символической булавы с головкой коровы (Gurz) как знака отличия священников. Это принадлежит доисторическому периоду.

Следующие короли управляли в течение ПЕШДАДИАН ДИНАСТИИ:

Король Гейомард: Основатель династии. Начало религии.
Король Хошанг: практика уважения огня, как символа Ахура Мазды началась с его времени.
Король Техмурасп: Изучение навыков защиты от злых сил (Daevayasnis).
Король Джамшед: Сохранение разновидностей растений, животных и предметов от Большого Наводнения. Введена практика ношения Судрех и Кушти. Разделение общества на четыре социальные группы.
Король Фаридун: Закончил господство злого демона Зохака (Zohak). Введено использование Gurz – булавы, как оружия.
Король Миночехер: Вел войны против Афрасияба, короля Турана относительно границ между Ираном и Тураном.

2. Каяниан (Kayanian) династия (C. 7,500-6,500 B.C.): Это период ознаменован фактом, что именно тогда пророк Заратуштра был рожден. Маздаянской религии, которая процветала в течение большей части времени правления этой династии,  угрожали злые силы Дэвашяшнис (Daevasyasnis), и пророк Заратуштра был послан, чтобы восстановить религию. Пророк принял много, ритуалов и практик первоначальной религии, но дал полностью новую систему доктрин и этики, которые возлагают ответственность за физическое, умственное и духовное развития на каждого человека. Эта династия также принадлежит доисторическому периоду. Главные короли: Кае-кобад, Kae-Kaус, Kae-Kушруе, Kae-Лорасп, Kae-Гуштасп (король патрон Пророка Заратуштры).

3. Междинастический период,  хронология которого не очень ясна. В это время существовали небольшие зороастрийские королевства подобно Эламитскому (Elamites,  4000-742 B.C.), Медиана (Мидия, 2458-550 B.C.), Хиттитское (Hittites, между реками Тигр и Евфрат) и  Кушитское (Kushites, 1700 B.C.).

4. Ахаменидская (Achaemenian) династия (556 - 330 B. C.): короли этой династии были Зороастрийцами, но религии не была дана абсолютная власть на государственном уровне. Их забота была больше о политическом и административном благосостоянии людей. Зороастризм был признан, и не подвергался угрозам другой религии. Главные короли ДИНАСТИИ АХАМЕНИДОВ:
Король Кир Великий (правил в 558-529 B.C.):победил Мидийскогои короля Астигиса и основал династию. Очень образованный и гуманный король. Освободил евреев из вавилонской неволи после 70 лет и помог восстановить их синагоги. Он провозглашен как помазанный в Ветхом Завете. Его последнее место и руины его дворца - в Пасгардах (Pasargadae) в области Парс в Иране.
Король Дарейус (Дарий) Великий (522-486 B.C.): Возвратил трон Ирана после того, как самозванец узурпировал это в течение некоторого времени. Он создал обширную империю, и для надлежащей администрации разделил это на 30 областей, которые он назвал сатрапии. Он ввел систему почты, чеканки монеты и сделал дороги, связывающие районы его империи. Руины его дворца, обычно известные как “Такт и Джимшед” - "Takht-i-Jamsheed" расположены в Персеполисе (Persepolis). После него другие короли подобно Ксерксу и Артаксерксу, управляли Ираном, но они не были столь успешны как их предшественник. Дарий III был последний из королей династии. Он был побежден Александром Македонским, который, после его завоевания, сжег Дворец в Персеполисе с огромной библиотекой священных писаний. В течение 80 лет македонцы управляли  Ираном.

5. Аршканийский/Парфянский (Arshkanian/Parthian) период (247 B.C.- 224 год нашей эры.): Этот период отмечен рождением Христианства и возрождением Зороастризма в последней части этого периода. Самые известные из королей были Вологесес (Vologeses), Митридат (Mithradates) и Артабнус (Artabnus). Короли этой династии непрерывно боролись против Римлян, и была сделана попытка, собрать рассредоточенные священные писания Зороастризма в единую библиотеку.

6. Династия Сасанидов (Sasanian, 224-651 годы нашей эры.): период Ренессанса Зороастризма, когда он был установлен, как государственная религия Ирана и был охранен от молодого Христианства и его течений, зурвакизма, михаинихам и маздакизма (Zurvanism, Manichaenism, Mazdakism). Сбор рассеянных священных писаний происходил в начальной части царствования династии. Господство королей было отмечено религиозными действиями подобно открытию религиозных школ и зажжению священных огней. Рождение пророка Мохаммеда и распространение Ислама отметило более позднюю часть этой династии. Важные короли ДИНАСТИИ САСАНИДОВ:
Приблизительно 35 Королей и Королев управляли в это время. Известные среди них: Ардешир Бабекан - основатель династии, Шапур Первый и Второй, Бехрам Первый и Пятый, Кушру Первый и Второй, Яздезард Шахерьяр - последний Король, кто был побежден Арабами в сражении Нехаванд в 641 году н.э.
Другие известные лица этой династии: Дастур Тансар, Дастур Адарбад Махреспанд и Мобед Арда-Вираф, Бузорг Мехер и Кардир.

7. Исповедывающие веру Зороастрийцы в Иране после крушения империи, в пределах периода около тысячи лет, были сокращены от нескольких миллионов до тридцати тысяч, из-за насильного обращения в Ислам и крупномасштабной резни.

8. Зороастризм после перемещения в Индию: После того, как приблизительно через 100 лет после крушения, в середине восьмого столетия, группа парсов, в том числе знати и священников количеством в 2000 человек оставила Иран (Хорасан), и через Ормузский (Хормазд - Ахура Мазда) пролив достигла Дьу на западном побережье Индии. Через 18 лет они переехали в порт Санджан, где, обосновавшись, они процветали больше чем 700 лет. Постепенно они распространились по Гуджарату и Махараштре. Зороастрийцы в Индии доказали свою лояльность индийским королям, кто дал им защиту. Они согласились изменить внешние появления, одежду, язык и т.д., но бережно сохраняли ядро их религии, которая включала исключительное следование законам ритуальной чистоты. Именно из-за этих качеств упорства в своих и уважения к местным традициям, парсы прижились в Индии, которую теперь они приняли, как вторую родину.

 

Зороастрийские источники

Индоиранские языки и Авеста: Все индоевропейские языки, которые мы знаем сегодня, подобно немецкому, греческому, италийскому, кельтскому, русскому и индоиранские (которые включают авестийский, санскрит и др.), имели материнский язык, который потерян для нас. Авеста - самый старый индоиранский язык, который мы знаем сегодня. Не имеется никакого разнообразия литературы на этом языке. Священные писания Зороастрийцев - единственные тексты, на этом языке и, следовательно, язык также как священные писания, известен, как Авеста. Слово Авеста по-разному переводится, но два наиболее широко приняты "Знание" от Вид - " чтобы знать " (Веда); " главные тексты" от upa+sta - " что установлено ".

Священные писания Авесты: Первоначально писания, были составлены из 21 тома. Большинство томов неустояло перед превратностями времени, и утеряно. Из пахлави, греческих и арабских источников мы знаем, что писания Авесты были очень обширны. Книга Динкард на пахлави, говорит, что Авеста была составлена в 21 томе на основе 21 слов Ахуна Ваирьи(Ahuna Vairya) и даны Ахура Маздой пророку Заратуштре, кто представил их Королю Густаспу. Что выжило из Авесты сегодня - то, что было запомнено священниками и использовалось для ритуальных целей или для ежедневных молитв и практик.

Настоящие священные писания разделены на пять групп:
1. Vendidad Вендидад
2. Yasna Яшна
3. Visperad Висперад
4. Yashts Яштс
5. Khordeh Avesta  Кордех Авеста

Первые три текста используются для чтения и практики в возвышенных церемониях Зороастризма. Последние два - часть ежедневных молитв.

1. Вендидад: слово исходит из Авесты, 'vi-daevo-data' и пахлави 'jud-dev-dad', что означает "Закон против злых силы природы". Это священное писание разделено на 22 Главы по имени фрагардс. Из оригинала 21 тома, Вендидад был 19-ый, и единственный, который выжил полностью. Вендидад - также название церемонии, в которой текст Вендидад читается с другими священными писаниями, сопровождаемыми ритуалами. Ритуал выполняется только после полночи в последний час дня (Ushahin), когда силы зла в природе - в их зените.

2. Яшна: слово Авесты, которое означает "Поклонение". Это - один из наиболее важных текстов, содержащих 72 Главы по имени хаити (ха в коротком). Как церемония, этот текст читается с ритуалами как объединенное обращение всех духовных существ. Это происходит только утром, в первых часах дня (Havan). 72 Главы Яшна включают 17 Глав  - Гатхас, которые являются высоко метафизическими и содержат абстрактные философские стихи и включают первое Открытие пророка Заратуштры.

3. Висперад: слово исходит из Авесты 'vispe ratavo', что означает "Владыки природы". Текст, читается как дополнительный к тексту Яшна в церемонии Виспарад, которая подобно церемонии Яшна выполняется только утром, особенно празднуя сезонные фестивали.

4. Кордех Авеста включает 'малые молитвы' в Авесте и Пазанд языках. Это было собрано и отредактировано Великим Дастуром Адарбад Михраспанд, в середине от 4-ого столетия

5. Яштс: слово исходит из Авесты 'yashti', что означает "Молитва". Яштс – обращения к конкретному божеству, главным образом к тем, кто соответствует текущему дню  парсийского календарного месяца. Теперь имеются 23 Яштс, которые разделены на большие и меньшие Яштсы, на основе их признаков.

Пахлави и пазанд тексты: язык пахлави, в различных формах и диалектах, процветал с 3-го столетия до н.э. по 9-е столетие н.э. Это был государственный язык Парфян и Сасанидов и также религиозный язык Зороастрийцев тех времен.  Несмотря на ограничения, он использовался как религиозный язык даже после сасанидских времен до конца от 9-ого столетия. Священники составили или компилировали книги и трактаты на пахлави по религиозном, историческом, юридическом, и другим темам 9-ого столетия. Эти книги известны как литература на пахлави, которая может быть разделена на три части:
(1) Переводы текстов Авесты: 1) Яшна, 2) Висперад, 3) Вендидад, 4) Нирангистан, 5) Аогемадаеша, 6) Кордех Авеста.
(2) текст на религиозно-философские темы: известный ученый по пахлави Е.В.Вест перечислил 82 текста по Зороастризму. Важные среди них: 'Денкарт' - Знание Религии, «Бундахишн” – Начало создания, Происхождение, «Датиштан и Деник» –Религиозное Решение, «Намакия и Манушчир» – Послания Манушчира, «Вишитакия и Затспрам» – Выбор Задспрама, «Шаяст не Шаяст» - Надлежащее и Ненадлежащее, «Андарз Намак» - Книги Замечаний, «Шканд Гуманик Вичар» - Рассеивающее сомнение Решение, «Данак у Менок и Крат» - Мудрый человек и Дух Мудрости, «Гаджастак Абалиш» - Проклятый Абалиш, «Джамасп Намак»'- Джамаспа и «Арда Вираф Намак» - книга Святого Вираза.
(3) тексты на под-религиозные, социальные, юридические и иные темы: «Матикан и Хазар Датиштан» - Свод Тысячи Законов, «Карнамак и Артакшир и Папакан» - Хронология Артакшира из рода Папакан, Аяткар и Зареран» - история Зарира, «Шахриха и Иран» - география и описание городов Ирана.

Пазандские тексты: специфический тип записи языка пахлави. Фактически все ныне живущие тексты на пазанд - транскрипция с пахлави. Они включают Пазанд Афринс, молитвы и Нирангсы, некоторые тексты, транскрипции с пахлави, подобно «Данак у Менок и Крат», «Арда Вираф Намак», Бундахишн, Вахуман Яшт, Аогемадаеша, и «Шканд Гуманик Вичар».

Персидская Литература: В 13-ом столетия и позже, начала поваляться Зороастрийская литература на Современном Персидском языке, Арабско-персидском письме начала существовать. Мы имеем персидские тексты,  подобно «Зартушт Намех», «Саддар», «Киссе Санджан», «Шаяст не Шаяст», «Арда Вираф Намак», «Джамасп Намех», которые были или первоначально составлены на персидском или переведены с пахлави.

Персидский Риваят: в 15-ом, 17-ом столетии священники парсы из Индии послали эмиссаров в Иран, формулируя множество запросов по религии, церемониям, священным писаниям, традициям, практикам иранских священников. Длинные и детальные ответы были получены время от времени, и литература, таким образом сформированная из этих вопросов и ответов названа Риваят. В течение трех столетий (15th-17th) приблизительно двадцать два Риваятс, прибыли в Индию.

Санскритская литература: с 12-го столетия н.э., санскрит был один из важных предметов изучения для священников-парсов в Индии. Наиболее выдающийся среди парсийских санскритологов был Мобед Нерйосанг Дхавал, кто перевел на санскрит множество текстов Авесты и пахлави. Помимо него имелись другие священники, кто изучал санскрит, и переводил Зороастрийские тексты, или писал трактаты на санскрите по Зороастризму подобно «Шестнадцать санскритских стихов» Ака Адьяру.

 

Зороастрийское влияние на иудаизм, христианство и ислам

Поскольку это была первая общеизвестная религия в мире, она имела огромное влияние на другие страны и религии. Рассмотрим  колоссальное влияние Зороастризма на три Абрамические религии - Иудаизм, Христианство и Ислам, имея в виду, что Зороастризм был в своем могуществе  в Иране, когда последние две были рождены.

Иудаизм и Христианство: влияние очень очевидно на Иудаизм, и Христианство. В Библии, и даже еще больше в «Свитках Мертвого моря», особенно в «Руководстве Дисциплины», и «Войны Сыновей Света и Сыновей Тьмы». Навуходоносор, король Вавилона, захватил Иерусалим в 606 B.C. и пленил евреев на семьдесят лет, до Кира, взявшего Вавилон в 536 B.C., который освободил их и разрешил им идти на родину. Кроме того, Кир дал им, золотой и серебряный сосуды, которые были унесены из Иерусалима во время захвата. Он также помог им восстановить их разрушенный Храм Соломона. Последователь Кира Дарий продолжил эту помощь. Позже Артаксеркс уполномочил Нехемию восстанавливать стены Иерусалима.

Ахамениды, управляли евреями почти два столетия, от 536 до 331 B.C. Их политика допускала снисхождение и воздержанность к побежденным, что очень увеличило уважение к ним. По этой причине, Библия оценивает иранцев так высоко. Кир признается как "помазанник" Бога (Isaiah 45.1), "пастух" кто исполняет волю Бога (Isaiah 46.11), и "человек" кто представляет себя Богу (Isaiah 46.11). Лоренс Х. Миллс говорят, что если бы не Кир, верующий в Ахура Мазду, еврейские пророки не появились бы в Иерусалиме.

Именно в течение этого длительного периода Иудаизм приобретал элементы из Зороастризма. В течение длительного периода еврейская религия была под влиянием Зороастризма. Это утверждение основано на фактах, что Библия имеет много ссылок на Иран и его королей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Книга Эстер почти полностью посвящена им, и книга Даниила имеет несколько упоминаний. Декрет Кира Великого зафиксирован почти дословно в Книге Езра.

Зороастрийская концепция Бога всегда была не-антропоморфическая. Бог древних евреев был антропометрический (человекоподобен). Это было только после того, как евреи встретили иранцев, они стали рассматривать своего Бога как не-антропоморфичного. Мало того, что Бог стал Универсальным, он стал намного более милостивым, гуманным.

Это - известный факт, что большинство еврейских религиозных источников были написаны после возвращения из Вавилона. Так, доктрины Добра и Зла, Света и Тьмы, Смерти и Суда, Небес и Ада, Небесной Иерархии и Бессмертия, имеют своим источником Зороастризм, который расценен экспертами, как " историческая мать Христианского богословия ".

Концепция Небесной Иерархии очень похожа в обоих религиях. Концепция семи Амешаспентов, как атрибутов Ахура Мазды принята как "семь глаз Бога (Захария 4.10)" которые являются "семью Духами Господними, посланными во все земные дали (Апокалипсис 5.6, Апокалипсис 4.5)". Имеется также близкое подобие в доктрине Бессмертия Души. Иудаизм был очень неопределен относительно загробной жизни, до влияния Зороастризма. Идея бессмертия, то есть будущей награды или наказания, и прибытия будущего Спасителя были взяты из доктрин Зороастризма. Христианство также приняло доктрину, что в конце мира наступит триумф добра над злом и наступит бессмертие в духе. Это были Зороастрийские священники, кто пошли в Вифлеем, чтобы предложить подарки новому младенцу пророку Иисусу (Матфей 2.11). Христианство расценено некоторыми учеными, как зороастрийские идеи, внедренные в Иудаизм, как показано выше. Бог евреев имел примитивную этику, был более диктатор, чем милостивый. Бог Иисуса, реализовывает Универсальное совершенство и полностью хорош.

Ислам: в 570 годах нашей эры. Византийская Империя подстрекала Абиссинцев уничтожить Мекку и ввести Христианство в Аравии. Если бы не своевременная помощь персидского императора Хосроя Великого, Мусульманство могло не возникнуть вовсе, и Аравия стала бы Христианской.

Хотя Ислам также был под влиянием Иудаизма и Христианства, его заимствования из Зороастризма не могут быть отклонены. Две нации были в близком контакте в течение долгого времени, и Иран влиял на ислам, не только, в то время когда он был в зените мощи, но и много после. Даже после поражения Яздгарда Третьего в 641 году нашей эры, иранская цивилизация и Зороастрийские идеи продолжали работать на веру Мухамеда.

Наиболее важный вклад Зороастризма в Ислам было то, что иранец Салман, помог пророку Мохаммаду в Медине в составлении Корана, об этом говорится в Коране (S.B.E. Том VI стр.xlviii). Некоторые люди также полагают, что Салман - часть Исламской троицы вместе с Мухамедом и Али, и что это может быть из-за его влияния что Ханифизм, первоначальное название религии пророка Мухаммеда, было впоследствии изменено на Ислам (И-Салман). Салман идентифицирован с иранским святым Бехзадом, и также известен как Дастур Дин-яр. Арабы обычно называют его Салман-и-Фарс "Персидский Соломон".

Влияние Зороастризма замечено почти во всем Коране. Каждая Глава, кроме девятой, начинается с формулы ‘bismilla ar rahman ur rahim’  -  "От имени Аллаха (Бога), милостивого и милосердного". Это обращение точно подобно Зороастрийскому обращению -  ‘ba name yazad bakhshayandeh bakhshayazgar meherban’ - "От имени Бога, милостивого, милосердного и справедливого". Даже указание о молитве пять раз в день было принят в Исламе после того, как было заимствовано из Зороастризма.

В Концепции Иерархии, Коран близко походит на Зороастризм. Также, как Ахура Мазде помогают Амешаспенты (архангелы) и Язады (ангелы) в Его работе, Аллаху помогают ангелы и архангелы, и их общая цель провести человека из Темноты в Свет. (Святой Коран. Часть.33.42) " Также подобные - вера в Исламе и Зороастризме, что темные силы пытаются приуменьшить работу Бога и соблазняют человека во зло (Вендидад 19.4-10, Коран, Часть.17.55).

Мост Чинвад в Зороастризме, которую душа должна пересечься на рассвете четвертого дня после смерти (Вендидад 19.27-30) является источником идеи Моста Аль Сират (Аl Sirat) Мусульман, который ведет  в Небеса или Ад и где происходит Суд всех умерших.

Зороастрийская идея относительно бессмертия Души, Воскресения и прибытия Спасителя, нашла путь в Ислам после смерти Пророка Мохаммада. Мусульмане полагают, что Спаситель Махди прибудет в конце времени, принесет Воскресение и установит Справедливость.

Даже наиболее видимый символ Исламской религии - Луна Полумесяца со Звездой Венеры внутри этого - первоначально принадлежал Ирану. На монетах некоторых из Сасанидских королей, особенно Фироза мы находим на реверсе алтарь огня с полумесяцем справа и звезде слева. В монетах Kobad и многих королей после него, звезды были помещены внутри полумесяца. Зороастрийцы, как известно,  уважают объекты природы, но еще больше, являются экспертами в астрономии и астрологии. Символ полумесяца и Венеры отображает в символической форме благоприятное соединение этих двух объектов, редкого астрономического явления.

Иран был колыбелью Зороастризма. Это было  великолепное прошлое, гораздо более славное, чем в большинстве других стран Древнего мира. Это была соединяющаяся связь между Востоком и Западом. Зороастризм сформировал Иранскую цивилизацию, которая повлияла на другие страны и мировые религии. Красота и сила Зороастризма в том, что его влияние распространялось и сохранялось не только, когда Иран был в Зените могущества, но даже и после поражения.

  

You have no rights to post comments