1. Главная
  2. Санскрит

Язык и стиль Упанишад

Язык Упанишад представляет собой переходную ступень от ведийского к санскриту эпоса и классической литературы. В то же время уже ранние упанишады являют следы влияния пракритов (характерные и для эпического санскрита). Язык Брихадараньяки и Чхандогьи, как указывалось, наиболее близок еще языку Брахман; в языке же трех позднейших (прозаических) памятников цикла четырнадцати отмечают черты близости изысканной и усложненной санскритской прозе позднеклассического периода.

 

Выше приводились тексты из главных упанишад, являющие образцы стиля литературы этого цикла. В знаменитом поучении Уддалаки из Чхандогья-упанишад и в других примерах мы могли наблюдать одну из характернейших черт стиля Упанишад—многократные повторения, причем прием этот, обусловленный более всего ораторской, проповеднической направленностью этих произведений, проводится в них на самых различных уровнях. Повторы охватывают не только отдельные слова или фразы и словосочетания (например, многозначащая формула tat tvam asi в поучении Уддалаки сыну), но и более обширные тексты, иногда целые главы. С другой стороны, характерным стилистическим приемом в Упанишадах является звукопись; звуковые повторы обычно приобретают в этих текстах некое символическое значение; все эти повторы на разных уровнях тесно связаны с многочисленными параллелизмами, не менее характерными для содержания и стиля Упанишад.

Подробнее: Язык и стиль Упанишад

Язык и стиль Ригведы

Ригведа создана на так называемом ведийском языке (или ведийском санскрите), который представляет собой один из самых ранних зафиксированных литературных индоевропейских языков. Особенностью этого памятника, определяемой характером его содержания, является то, что он создан был на языке, отличающемся от обыденной живой речи той эпохи, на так называемом иератическом языке, в  известной мере искусственно архаизированном. Современные исследователи определяют его как «общеиндоевропейский поэтический язык (Dichtersprache)»; эта его  архаичность обусловливает многие параллели в других древних индоевропейских языках и делает  Ригведу  особенно ценным источником материала для сравнительно-исторических лингвистических исследований.

Язык Ригведы значительно отличается от языка древнеиндийского эпоса или от классического санскрита, хотя равно с ними он, представляет собой литературную  форму того же древнеиндийского языка. Ведийский санскрит характеризуется богатством лексики, а также  обилием параллельных грамматических форм, которое раньше объясняли его многодиалектностью, но теперь  толкуют скорее как результат характерной для этого языка тенденции к новообразованиям. В Ригведе мы  находим множество редких слов и форм, (которые потом  уже не встречаются в литературе; это определяется во многом стилевыми установками ее авторов, сознательно  пользующихся редкими словами и формами (как архаическими, так и новообразованиями), слагая гимны языком возвышенным и далеким от повседневности, понятным в основном только посвященным. Все это и обусловливает сложность задач интерпретации  содержания Ригведы для современных исследователей, о которой  говорилось в начале главы.

Подробнее: Язык и стиль Ригведы

Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 3

Ритуальная символика Яджурведы являет собой сложную последовательность «отождествлений, отражающую совершенно непривычные для нас формы осознания мира, лишенную, с нашей современной точки зрения, какой-либо системы. Так, алтарь жертвенного обряда отождествляется в одном месте с орлом, в другом — с землей; земля отождествляется то с песнопением, то с праведностью, то с богом Праджапати, то с богом Агни, то со стихотворным размером гаятри; небо — с истиной, с бессмертием, с годом, с размером джагати; воздушная сфера — со скотом, с определенной частью алтаря, с размером триштубх и т. д.; солнце — с богами Индрой, Агни, Праджапати, Сомой и др. Бог Агни, в свою очередь, отождествляется с годом, с землей, с солнцем, Праджапати — с солнцем, землей, жертвой и т. д. С жертвой, как упоминалось, часто отождествляется Вишну.

При сооружении алтаря Агни жрец обходит его с жаровней, в которой разожжен огонь, и обращается при этом к огню с такими словами: «Ты — соперников уничтожающий шаг Вишну, садись на гаятри, шагай по земле! Ты—неприятелей уничтожающий шаг Вишну, садись на триштубх, шагай по воздуху! Ты — заклятых врагов уничтожающий шаг Вишну, садись на джагати, шагай по небу!..» («Ваджасанейи-самхита», XII.5). Здесь характерные отождествления и сопоставления ритуальной символики связываются с упоминавшимся мифом о шагах Вишну, отвоевавшего вселенную у демонов.

Подробнее: Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 3

Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 2

Третья глава «Ваджасанейи-самхиты» посвящена обряду агнихотра, который заключается в возлиянии молока на упомянутые три священных огня; этот обряд глава рода обязан исполнять ежедневно утром и вечером в течение всей своей жизни. Главы 4 — 8 рассматривают ритуал сомы и связанные с ним жертвоприношения животных (нирудхапашубандха). Эти обряды, особенно торжественные и дорогостоящие, доступны были, очевидно, не каждому домохозяину и совершались в сравнительно узком кругу адептов. Во время этих обрядов совершались жертвоприношения животных различным богам (но преимущественно Индре); некоторые длились в течение дня, некоторые — несколько дней. Главы 9— 10 посвящены однодневному обряду ваджапея, воинскому обряду с состязаниями в гонках на колесницах и питьем хмельного напитка суры, в другое время запрещенного, а также упоминавшемуся обряду раджасуя, посвящения царя.

Главы 11 — 18 посвящены обряду агничаяна, церемонии сооружения жертвенного алтаря Агни; это один из самых торжественных и самых сложных обрядов, он длится не менее года. На первом его этапе со множеством символических действий и соблюдением множества условностей замешивается глина для строительного материала, затем столь же замысловато обставляется изготовление из этой глины главной части алтаря — сосуда, в котором будет поддерживаться огонь, называемого укха; церемония сопровождается жертвоприношением животных — головы пяти определенных животных замуровываются в основание алтаря, а тела бросаются в ту самую воду, откуда взята была глина для алтаря, который строится в форме птицы с распростертыми крыльями из 10 800 кирпичей, причем каждый кирпич  получает свое наименование и символическое значение и закладывается с определенными манипуляциями и магическими изречениями.

Подробнее: Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 2

Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 1

Из двух остальных Вед Самаведа — книга песнопений — не имеет самостоятельной литературной ценности; почти все стихи, ее составляющие, взяты из Ригведы. Гораздо больше значения как литературный памятник имеет Яджурведа, собрание яджусов, магических изречений и молитв, произносимых жрецами во время жертвоприношений. Традиционно три названные Веды (распределяются между тремя главными жреческими «специальностями», в соответствии с функциями исполнителей торжественных обрядов брахманизма: Ригведа относится к так называемому хотару, жрецу, декламирующему ее гимны во время обряда, Самаведа — к удгатару, исполняющему соответствующие песнопения, Яджурведа же призвана была служить руководством для адхварью, жрецов, непосредственно совершающих обрядовые действия, сопровождая их чтением яджусов (Атхарваведа, как указывалось, претендует на роль Веды брахмана, верховного жреца, надзирающего за обрядом в целом и руководящего всеми остальными).

Подробнее: Яджурведа — книга жертвенных изречений. Часть 1

Яджурведа

Говоря простыми терминами, Яджурведа рассказывает о различных шагах, с помощью которых религиозные ритуалы должны быть выполнены. Это пошаговое руководство о правильном пути выполнения религиозных обрядов и священных ритуалов. Слово Яджурведа представляет собой сочетание двух слов, «Яджус» означает жертву и «Веда» означает знание. Но если доскональнее проникнуть в смысл классической Яджурведы, можно обнаружить, что она имеет гораздо более глубокий смысл, чем просто как книга ритуалов. Яджурведа стремится создать более глубокий уровень сознания среди людей. Она излагает продвинутые практика йоги, которые очищают не только тело, но и ум. Это помогает в пробуждении внутреннего сознания, что открывает новые возможности для понимания жизни и существования.

История Яджурведы

Ведические писания содержат большое количество мантр, которые помогают в религиозных ритуалах. Яджурведа содержит сходство с Египетской книгой мертвых. Вопреки распространенному мнению, она не помогает воскрешать мертвых, а помогает душе умершего вести комфортную жизнь после смерти. Яджурведа акцентируется на тех же божествах, что и Ригведа, но другим путем. Основной целью чтения священных гимнов является пробуждение внутреннего сознание и объединение его с космическими энергиями внутри себя. Это открывает возможности для воссоздания универсальной энергии в человеческой психике. Этот космический уровень сознания важен для того, чтобы вести жизнь, которая приносит смысл и удовлетворение. После того, как эго и другие пороки, предаются Божественной силе, человек может достичь более высоких форм счастья. Но самой большой жертвой является Самопожертвование, которое помогает в достижении мокши или нирваны.

Подробнее: Яджурведа

Я - Словарь санскритских терминов

А-АНГ  АНД-АСУ  АТМ-АЯ  Б-БРИ   БУД-БХУ   В-ВАЮ   ВЕД-ВЬЯ   Г-ГАЯ   ГОВ-ГХР   Д-ДРЕ   ДРИ-ДЭВ   И  Й   К-КАШ   КЕН-КШУ   Л  М-МАЯ   МЕД-МУХ   Н   О   П-ПИЧ   ПРА-ПУШ   Р-РАМ   РАН-РУД   С-САХ   СВА-СУР   Т   У   Х   Ч   Ш-ШЕШ   ШИВ-ШУН   Э   Ю   Я

Явати (Yavati) - период жизни женщины, когда она обладает наибольшей плодовитостью, примерно с 16 до 40 лет

Ядавы (Yadavy) - потомки царя Лунной династии Яду. Столицей Ядавов была Дварака, штат Гуджарат.

Яджна (Yajna) - жертвоприношение, форма ведического ритуала.

Яджнавалкья (Yajnavalkya) - мудрец Риши, с которым связана Белая Яджурведа.

Яджурведа (Yajurveda) - одна из четырех вед, книга жертвенных изречений. Собрание яджусов, изречений, молитв.

Подробнее: Я - Словарь санскритских терминов

Ю - Словарь санскритских терминов

А-АНГ  АНД-АСУ  АТМ-АЯ  Б-БРИ   БУД-БХУ   В-ВАЮ   ВЕД-ВЬЯ   Г-ГАЯ   ГОВ-ГХР   Д-ДРЕ   ДРИ-ДЭВ   И  Й   К-КАШ   КЕН-КШУ   Л  М-МАЯ   МЕД-МУХ   Н   О   П-ПИЧ   ПРА-ПУШ   Р-РАМ   РАН-РУД   С-САХ   СВА-СУР   Т   У   Х   Ч   Ш-ШЕШ   ШИВ-ШУН   Э   Ю   Я

Ювати (Yuvati) - в Джйотиш 7-ой астрологический дом

Юга (Yuga) - мифологический временной период в Индии. Длительность четырех юг составляет: Сатья юга -1 728 000 лет, Трета юга - 1 296 000 лет, Двапара юга - 864 000 лет, Кали юга - 432 000 лет. Вместе четыре юги составляют одну Махаюгу.

Югма (Yugma) - чётный

Югма раши (Yugma rashi) - четные астрологические знаки

Юдхиштира (Yudhishtira) - в Махабхарате старший из братьев Пандавов.

Э - Словарь санскритских терминов

А-АНГ  АНД-АСУ  АТМ-АЯ  Б-БРИ   БУД-БХУ   В-ВАЮ   ВЕД-ВЬЯ   Г-ГАЯ   ГОВ-ГХР   Д-ДРЕ   ДРИ-ДЭВ   И  Й   К-КАШ   КЕН-КШУ   Л  М-МАЯ   МЕД-МУХ   Н   О   П-ПИЧ   ПРА-ПУШ   Р-РАМ   РАН-РУД   С-САХ   СВА-СУР   Т   У   Х   Ч   Ш-ШЕШ   ШИВ-ШУН   Э   Ю   Я

Экаданта (Ekadanta) - обноклыкий, одно из имен Ганеши. По одной из легенд, бивень Ганеше сломал Парашурама, когда тот мешал ему проникнуть к Шиве на Кайласе.

Эканте (Ekante) - один, одинокий

Элефанта (Elefanta) - пещерный храм VI - VII веков на острове Элефанта, расположенном напротив Бомбея.

Эллора (Ellora) - храмовый пещерный комплекс, находится примерно в 100 км от Аджанты. В скалах было высечено около 30 храмов, большинство из которых индуистские.

ШИВ-ШУН - Словарь санскритских терминов

А-АНГ  АНД-АСУ  АТМ-АЯ  Б-БРИ   БУД-БХУ   В-ВАЮ   ВЕД-ВЬЯ   Г-ГАЯ   ГОВ-ГХР   Д-ДРЕ   ДРИ-ДЭВ   И  Й   К-КАШ   КЕН-КШУ   Л  М-МАЯ   МЕД-МУХ   Н   О   П-ПИЧ   ПРА-ПУШ   Р-РАМ   РАН-РУД   С-САХ   СВА-СУР   Т   У   Х   Ч   Ш-ШЕШ   ШИВ-ШУН   Э   Ю   Я

Шива (Shiva) - один из Тримурти: Брахма, Вишну, Шива, его функцией является разрушение

Шиваратри (Shivaratri) - праздник "ночь Шивы".

Шиладжит (Shilajit) - мумиё

Шилам (Shilam) - качества

Широ (Shiro) - голова

Подробнее: ШИВ-ШУН - Словарь санскритских терминов

Страница 1 из 6

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Поиск

Категории

  • Разное
  • Джйотиш
  • Санскрит
  • Аюрведа
  • Словари
  • Высказывания великих
  • Здоровье
  • Индия
  • Тибет
  • Зороастризм
  • Путешествия
  • Лекарственные растения
  • Мудры
  • Васту
  • Пранаяма
  • Йога асаны
  • Медитация

Путешествия

Аркаим 2007

Непал и Тибет 2007

Непал и Тибет 2007 Монастыри и статуи

Индия 2008

Индия 2009

Индия 2010 Керала

Индия 2010 Тамил-Наду

Индия 2012 Керала

Индия 2013 Тамил-Наду

Индия 2013 Тамил-Наду - Керала

Индия 2014 Тамил-Наду - Керала

Индия 2015

Индия 2017

Индия 2018

Популярные материалы

  • Панчанга
  • Вохуман - портал духовных практик
  • Даши
  • Мудры
  • Джйотиш - ведическая астрология

 

Политика конфиденциальности  О сайте Карта сайта Форма обратной связи