БУД-БХУ - Словарь санскритских терминов
А-АНГ АНД-АСУ АТМ-АЯ Б-БРИ БУД-БХУ В-ВАЮ ВЕД-ВЬЯ Г-ГАЯ ГОВ-ГХР Д-ДРЕ ДРИ-ДЭВ И Й К-КАШ КЕН-КШУ Л М-МАЯ МЕД-МУХ Н О П-ПИЧ ПРА-ПУШ Р-РАМ РАН-РУД С-САХ СВА-СУР Т У Х Ч Ш-ШЕШ ШИВ-ШУН Э Ю Я
Буддха (Buddha) – в Джйотиш, планета Меркурий; сын Тары и Юпитера (Гуру) от Луны (Чандры)
Буддхи (Buddhi) - разум
Бхава (Bhava) – в Джйотиш, астрологический дом; состояние существования
Бхавадхипати (Bhavadhipati) - планета управитель астрологического дома
Брахманы. Часть 3
О значении термина brahman говорилось выше. В космогонической легенде «Шатапатха-брахманы» (VI.1.1) Брахман прямо отождествляется с тремя Ведами (трайи видья). Понятие это означало, видимо, и некое воплощение могущества брахманского сословия, что тоже могло, способствовать выдвижению его на первый план в литературе Брахман, выражающей жреческую идеологию.
Повествовательные тексты Брахман преимущественно и придают литературный интерес этим памятникам. Пурана («старина»), итихаса (букв, «былина»), акхьяна («сказание») — эти термины и позднее сохраняются для обозначения различных жанров эпической и повествовательной литературы; в Брахманах они обозначают легенды, притчи и повести, которые приводятся в артхавадах для мифологической иллюстрации отдельных положений ритуала. Как и в «Черной Яджурведе», в Брахманах некоторые из этих сказаний, восходящие к древнему фольклору, народному мифотворчеству, отличаются несомненными художественными достоинствами.
Брахманы. Часть 2
В другом месте того же памятника со смертью отождествляется солнце (II.3.3.7). Солнце в этом аспекте может быть связано с понятием времени; более существенно тут другое: Солнце есть небесный огонь, коему соответствует на земле огонь жертвенный. Оно есть граница двух миров, как и земной жертвенный огонь; «поскольку оно есть Смерть, существа, пребывающие по эту сторону от него, умирают,— по ту сторону от него пребывают боги, потому они бессмертны» (там же). И огонь отождествляется со смертью, связывая понятия смерти и жертвоприношения. В космогоническом мифе, излагаемом в той же «Шатапатха-брахмане» (II.2.4), Праджапати на заре творения создает прежде всего огонь, а затем, опасаясь, что тот может пожрать его самого, создает для него пищу, прежде всего растения на земле, и тем спасается от Агни, Смерти. В мифологическом аспекте противопоставление смерти и пищи воплощается соответственно в образах богов Агни и Сомы. Все эти представления восходят к чрезвычайно архаическим формам мышления, но здесь они становятся предпосылками для развития некоторых новых идей, выходящих за границы чисто ритуально-мифологического мировоззрения; происходит это уже в более позднюю эпоху, в следующих за Брахманами циклах ведийской литературы эти идеи находят более или менее четкое оформление.
Брахманы. Часть 1
Четыре Веды, содержание которых мы кратко рассмотрели выше (правда, о Самаведе были даны только самые общие сведения), составляют древнейший слой дошедшей до нас индийской литературы ведийского периода. Эти четыре собрания гимнов, заклинаний, песнопений и молитв принято обозначать также термином самхита, значение которого более ограниченно, чем значение слова «веда». Под словом «веда» понимают иногда то же, что и под словом самхита, т. е. тексты тех «четырех памятников, которые рассматривались выше, иногда же в понятие «веда» в широком смысле кроме самхиты включают и примыкающие к последней произведения более поздней эпохи, так называемые Брахманы, Араньяки и Упанишады. Так, под Ригведой мы подразумеваем обычно собрание 1017 гимнов, обзор содержания которого (был дан в предшествующей главе, т. е. тот памятник, название которого более точно определяется как Ригведа-самхита; в более же широком смысле ведийская традиция включает в понятие Ригведа также относящиеся к ее самхите брахманы.
Б-БРИ - Словарь санскритских терминов
А-АНГ АНД-АСУ АТМ-АЯ Б-БРИ БУД-БХУ В-ВАЮ ВЕД-ВЬЯ Г-ГАЯ ГОВ-ГХР Д-ДРЕ ДРИ-ДЭВ И Й К-КАШ КЕН-КШУ Л М-МАЯ МЕД-МУХ Н О П-ПИЧ ПРА-ПУШ Р-РАМ РАН-РУД С-САХ СВА-СУР Т У Х Ч Ш-ШЕШ ШИВ-ШУН Э Ю Я
Бадринатх(Badrinath) - город в штате Уттаранчал, Индия; священной место в Гималаях, называемое Долиной Богов. В этом месте находится знаменитый храм Бадринатх.
Бадхака стхана (Baadhaka sthaana) - в индийской астрологии дом препятствия, помех. Одиннадцатый дом от лагны, если лагна в подвижном знаке: Овен, Рак, Весы, Козерог; девятый дом от лагны, если лагна в фиксированном знаке: Телец, Лев, Скорпион, Водолей; седьмой дом от лагны, если лагна в мутабельном знаке: Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы.
Санскрит
Санскрит является историческим индоарийским языком, религиозным языком индуизма и других индийских религий, одним из 22 официальных языков Индии. Его положение в культуре Южной и Юго-Восточной Азии можно сравнить с латынью или греческим языком в Европе, он значительно повлиял на большинство современных индийских языков.
До классическая форма санскрита известна как ведический санскрит, она является старейшей и наиболее архаичной сохранившейся формой, старым ядром, датированным около 1500 года до нашей эры.
Собрание санскритской литературы включает в себя богатые традиции поэзии и драматургии, а также научные, технические, философские и индуистские религиозные тексты. Сегодня санскритом по-прежнему широко пользуются в качестве церемониального языка при проведении индуистских религиозных ритуалов в форме гимнов и мантр. Разговорный санскрит используется в нескольких традиционных институтах в Индии и есть некоторые попытки его более широкого возрождения.
Б - Словарь тибетских терминов
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Э Я
Бардо (Bardo) - период времени между смертью и новым рождением; йога промежуточного состояния, одна из шести йог Наропы. Темин Бардо подробно рассматривается в Тибетской книге мертвых.
Бару (Baru) - (Белерик миробалан). Одно из трех основных растений тибетской медицины, наряду с арурой и кьюру.
Белая Тара - одно из проявлений богини - освободительницы Тары, с телом белого цвета. Практика Белой Тары способна принести долголетие.
Благая заслуга - позитивная энергия, накапливаемая в сознании в результате благих действий тела, речи и ума.
Бодхгайя (Bodhgaya) - город в Северной Индии в штате Бихар, где Будда Шакьямуни достиг просветления.
Атхарваведа - книга заклинаний (часть 3)
Поздними добавлениями в Атхарваведе являются и гимны, составленные специально для исполнения - на жертвоприношениях. Они явно были включены в собрание лишь для того, чтобы обосновать претензии на причисление Атхарваведы к священным книгам, приблизить ее содержание к содержанию канонических трех Вед. Эти части памятника наименее интересны в литературном и в историческом аспекте; они же наименее оригинальны, многие из них почти дословно заимствованы из Ригведы.
Заслуживает внимания, однако, прозаическая XV книга Атхарваведы, посвященная обряду вратьястома приема в брахманскую варну обращенного иноверца. Братьями называли жрецов архаических культов плодородия, остававшихся в ведийскую эпоху за пределами ортодоксальной религиозной системы. Полагают, что они представляли религию тех арийских племен, которые ранее других переселились в Индию и впоследствии были оттеснены на периферию. По-видимому, вратьи пользовались значительным влиянием в новоколонизованных восточных землях. Названный обряд свидетельствует о стремлении ведийского брахманства втянуть в орбиту своего влияния эти неортодоксальные культы; между тем можно предположить, что именно вратьи способствовали проникновению новых веяний в ведийскую литературу последующего периода (так называемой Веданты). К сожалению, в XV книге Атхарваведы мы находим мало конкретных сведений о вратьях и их отношении к ведийской (культуре; толкование обряда малопонятно и окутано мистическим туманом.
Атхарваведа - книга заклинаний (часть 2)
В Атхарваведе мы встречаем также представления о демонических существах иного рода — оборотнях, губящих смертных мужчин и женщин, подобно инкубам и суккубам средневековых суеверий в Европе. Апсары и гандхарвы, которые в позднейшей индийской литературе рисуются как прекрасные образы небесного царства, напоминающие нимф и небожителей классического античного искусства, в Атхарваведе выступают как зловещие существа демонической природы, чрезвычайно опасные для человека, оборотни, которые в облике красивых девушек и юношей соблазняют и завлекают в свои сети соответственно мужчин и женщин, с тем чтобы погубить их. В Атхарваведе они представляются живущими на земле, места их обитания - реки и деревья.
Чтобы оборониться от «них, употребляют определенное растение с сильным запахом - аджашринги (букв, «козий рог») и произносят следующее заклинание: «Я прогоняю тобою апсар и гандхарвов. О Аджашринги, прогони демонов, отпугни их своим запахом! Апсары Гуггулу, Пила, Налади, Аукшамандхи и Прамандани: пусть идут в реку... Уходите туда, апсары, вас узнали!..». Далее говорится о гандхарвах: «Один — как собака, другой - как обезьяна. В облике красивого юноши с длинными кудрями соблазняет гандхарв женщину.
Атхарваведа - книга заклинаний (часть 1)
После Ригведы вторая по значению из четырех священных Вед — в литературном и культурно-историческом отношении - Атхарваведа. Что касается ее хронологического отношения к остальным книгам, определить его довольно сложно. С одной стороны, свое окончательное оформление она получила, вероятно, позднее других и относительно поздно была причислена к циклу Вед, но, с другой стороны, ее содержание восходит к древнейшей эпохе и местами, возможно, оно отражает представления времен еще более отдаленных, чем те, в которые складывались мифология и религия Ригведы. По своему содержанию Атхарваведа представляется наиболее архаичной из Вед.
Первоначальное название этой книги - Атхарвангираса - встречается в самом ее тексте; оно означает «Атхарваны и ангирасы». Так именуются два легендарных жреческих рода, один из которых уже упоминался выше, в обзоре содержания Ригведы, но здесь эти слова употребляются в другом значении. Первоначально, по-видимому, они обозначали жреца вообще или жреца огненного культа. Возможно, позднее оба эти слова - атхарван и ангирас - стали обозначать магические заклинания и волхвования шаманского типа, производимые этими жрецами. При этом между ними утвердилось следующее смысловое различие: атхарван означает преимущественно «священные чары», заклинания-благословения, ангирас - волхвования, колдовские чары, проклятия и т. п., то есть это значения, соответствующие европейским понятиям «белая» и «черная» магия. Можно предположить, что название Атхарваведа является сокращением от «Атхарвангирасоведа», то есть «Книга атхарванов и ангирасов».
Как отмечалось, эта книга не сразу была причислена к священным Ведам. В ранних текстах она не упоминается, когда же начинает упоминаться, то не как Веда. Издревле и очень долгое время в индийской литературе говорится о трех Ведах; широко употребляется определение трайи видья (букв, «тройственное знание») или, сокращенно, трайи — в значении «священное писание». Традиция долгое время рассматривает Атхарваведу как произведение низшего порядка, поскольку она посвящена такому сомнительному и опасному предмету, как колдовство. Атхарваведа своим содержанием связана во многом с медициной и астрологией; между тем в древнеиндийских книгах законов — дхармашастрах (о них см. ниже) - врачи и астрологи объявлялись нечистыми, запрещалось как колдовство употребление корней целебных растений, а за колдовство вообще назначалась суровая кара.