Существует два типа индийских язычковых инструментов. Свирель заклинателей змей — пунги, махуди или 6ин — пример инструмента с одинарной тростью. По тому же общему принципу (до известной степени) построена и гармоника. К инструментам с двойной тростью относятся нагасварам и шенаи, представляющие собой разновидности индийских гобоев. Существуют, естественно, и различные региональные варианты инструментов этого семейства.

Резонатором у пунги является бутылкообразной формы тыква. Вдуваемый исполнителем воздух выходит из резонатора через две вставленные в него трубки. Эти две трубки, сделанные из бамбука или тростника, имеют одинарный язычок — нечто вроде простейшего кларионета. Концы, на которых закреплены язычки, вставлены в тыкву и поэтому не видны. Обе трубки имеют от трех до четырех отверстий, но только одна из них связана с мелодической функцией, другая же является бурдонирующей. Неизвестно, каким образом махуди гипнотизирует змей, — ведь говорят, змеи не слышат!

Пунги

Гармоника, сравнительно недавно заимствованная с Запада и распространившаяся по всей стране, до сих пор продолжает вызывать к себе противоречивое отношение. Утонченный слух ревнителей чистоты индийской музыки отказывается принимать этот инструмент. Правы ли они, покажет время. Индийская музыка даже на среднем своем уровне требует как минимум двух существенно важных для нее вещей: тонкой микротоновой дифференциации (шрути) и орнаментирования звуков (гамака). Без всего этого рага — не более чем просто сухая схема. Однако гармоника — клавишный инструмент и, следовательно, основана на принципе равномерной темперации. Поэтому она не в состоянии воспроизвести ни гамака, ни шрути. В лучшем случае на ней можно получить несвязную и нестройную музыку. Ее преимущества заключаются во внушительности звучания, транспортабельности и отсутствии какой-либо необходимости точной настройки.

Нагасваранам

При существующей общественной жизни этот инструмент стал, естественно, популярен в нашей стране, и даже имеются горячие поборники внедрения его в серьезное искусство. В классическую музыку Хиндустани гармоника вторглась уже давно, но карнатской музыке пока удалось избежать этой эпидемии.

Шенаи

Индийские гобои с двойной тростью завоевали сейчас международную известность, особенно благодаря шенаи. Этот инструмент распространен в нашей стране повсеместно: среди племен, в традиционной (деревенской и городской) музыке, а также и на концертной эстраде. На разных местных языках, а также в зависимости от размеров инструмента шенаи можно встретить под различными названиями: мохори, кузах, мукхавина, сундри, нафери, мела, нагасварам.

Мы не знаем, является ли шенаи оригинальным индийским инструментом, хотя он и используется племенами. Предполагают, что самое раннее упоминание о нем — под названием мадхвари — имеется в «Брихаддеши» (V — IX в. н. э.), но определенное изображение шенаи можно встретить лишь на миниатюрах, относящихся к XVI веку. Некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что этот инструмент был заимствован из Центральной Азии и Монголии, где он известен как сурнаи и зурна.

        

         

You have no rights to post comments