Основная разновидность индийской цитры — бин или вина Северной Индии, известная в древности как киннари. Она сейчас почти вышла из употребления, и встретить по-настоящему квалифицированных исполнителей на вине очень трудно. Этот инструмент состоит из двух тыквенных резонаторов, на которых закреплена бамбуковая или деревянная полая трубка, представляющая собой гриф, или данди. На одном конце его — широкая перемычка из слоновой кости, дерева или рога; на грифе (данди) при помощи воска крепятся лады. Раги — основной мелодический материал — играются на четырех главных металлических струнах, помимо них существуют также дополнительные струны, предназначенные для бурдонов и виртуозных пассажей джала.

Ситар

Из лютневых особенно известны ситар, вина и сарод. Первый из них, сейчас получивший известность во всем мире, по всей вероятности, был заимствован из Центральной и Западной Азии. В Индии существовали различные виды лютней, но этот инструмент развился, по видимому, из сайтара, который и поныне сохранился в Кашмире. Современный же концертный ситар, конечно, представляет собой более совершенную конструкцию. В нижней части помещается тыквенный резонатор, прикрепленный к длинному грифу, или данди. Резонатор покрывается плоской пластиной (декой), в центре которой находится широкая подставка. На грифе располагаются изогнутые лады из меди, закрепленные достаточно плотно, чтобы не смещаться произвольно во время игры, но в то же время так, чтобы их при необходимости можно было передвигать. В этом заключается преимущество данного инструмента, так как передвижением ладов может регулироваться звукоряд раги. Мелодическая линия (рага) исполняется на пяти металлических струнах, в добавление к ним существуют еще две струны, называемые чикари, которые дают бурдонирующий эффект и участвуют в исполнении джала. Помимо них под основными струнами расположено еще около семнадцати дополнительных (резонирующих), которые называются тараб; они настраиваются соответственно избранной paгe и порождают эффект ответной вибрации, подчеркивая важнейшие тоны раги. Тараб почти отсутствуют в южноиндийских инструментах, но общеупотребимы в североиндийских — как народных, так и концертных.

        

         

You have no rights to post comments