Численность населения Индии составляет 1 млрд. человек. Для сравнения, в России проживает 140 млн. человек. Площадь территории Индии составляет 3200 тыс. кв. км. Для сравнения, территория России 17075,4 тыс. кв. км. Вычислив плотность населения Индии, получаем величину 300 чел. на кв. км., что в 35 раз выше плотности населения России.

Крупнейшие города Индии: Бомбей ( 12 147 100 чел.), Дели ( 10 009 200 чел.), Калькутта ( 4 670 00 чел.), Бангалор ( 4 376 100 чел.), Мадрас ( 4 298 600 чел.), Ахмадабад ( 3 584 00 чел.), Хайдарабад ( 3 517 300 чел.), Пуна (2 589 700 чел.).

Туркменские авиалинии    Туркменские авиалинии

Перелет Туркменскими авиа линиями Москва (Домодедово) - Ашгабат - Дели. Стыковка в сторону туда не очень удобна, так как происходит в ночное время и занимает 6 часов минус 1 час перевода часов между Москвой и Ашгабадом. Если кто хочет удобно спать, то целесообразно брать с собой в ручную кладь спальник или одеяло, так как ожидать следующей посадки приходится на жестких металических скамейках.

В обратную сторону более удобно, стыковка происходит в дневное время и занимает 3 часа плюс 30 минут перевода часов между Дели и Ашгабадом. Наш рейс из Дели задержался на час, так что ждали еще меньше. Дополнительным плюсом использования Туркменских авиалиний является то, что у них можно купить авиабилет с открытой обратной датой.

Деньги можно поменять по нормальному курсу в аэропорту Дели. Мы меняли в государственном обменном пункте по курсу 1$ = 42Rp. Рядом расположен частный обменный пункт, там курс хуже.

 История возникновения Дели начинается с древних времен, около 3 тысячелетия до н.э. Известный историк П.Спир утверждает, что здесь было три главных центра заселения, вокруг которых в различные исторические эпохи существовало до 16 крепостных сооружений и поселений. Сайяд Ахмед Хан разделяет эту точку зрения и перечисляет следующие города: Индрапрастха (Индрапат) — город времён легендарных братьев Пандавов; Лалкот — город царя Анангпала; город Притхвираджа Чаухана; столица Кутбуддина Айбека; Килокхери — город времён Джалалуддина; Сири — город Алауддина Хилджи; Туглакабад — город-крепость Гийасуддина Туглака; Джахан Панах — город Мухаммада Шах Туглака; Адилабад — город Мухаммад-ибн-Туглака; Фирузабад — город времён Фирузшаха; Хизарабад — город сайидского правителя Хизр Шаха; Мубаракабад — город сайидского правителя Мубарака Шаха; Дин Панах — город времён императора Хумаюна; Салимгарх; Шахджаханабад — столица Великих Моголов; Нью-Дели.

Самое раннее упоминание о поселении, существовавшем на территории современного Дели, содержится в древнейшем эпосе “Махабхарата”, где упоминается город под названием Индрапрастха. Как полагают современные учёные, он располагался на берегу реки Ямуны (Джамны) между нынешней гробницей Хумаюна и крепостью Фирузшах-Котла. В поэме говорится, что до постройки города здесь было покрытое густым лесом безлюдное место, где обитали “злые духи”, поселившиеся в развалинах ещё более древних сооружений. Братья Пандавы, получив эту землю от своего слепого дяди Дхритараштры, согнали с нее туземных жителей “нагов” и “ташкаков”, расчистили лес и построили прекрасный город, дав ему имя бога Индры (“прастха” в переводе с санскрита означает “поселение”).

Сегодняшний Дели является одним из крупнейших городов Азии. С 1947 г. число жителей Дели увеличилось более чем в шесть раз и в 1981 г. составляло 6 млн. чел., а к 2000 г. удвоилось и достигло 13 млн. чел. В Дели два аэропорта, три железнодорожных вокзала и три междугородных автовокзала. Город располагает 423 медицинскими учреждениями больничного профиля и 740 бесплатными амбулаториями с общим числом коек – 24 000. В Дели 2301 начальная, 590 средних школ и 1412 учреждений среднего специального образования. Здесь 85 учебных колледжей общего профиля, четыре - медицинских, пять - инженерных, два - гомеопатических, один - традиционных систем индийской медицины и одно училище для среднего медперсонала. В столице функционирует четыре университета, семь филиалов университетов и один заочный университет.

Мечеть Джама Масджид (Пятничная, или Соборная мечеть) одна из самых крупных в мире, поражает законченностью и необычностью своей архитектуры. Высота боковых минаретов достигает 41 м. 35 ступеней ведут к центральному, восточному входу в Джама Масджид. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Внутри — просторный молельный двор площадью в 400 кв. м. Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана, якобы написанная под его диктовку, рыжеватый волос из его бороды и осколок надгробья, когда-то стоявшего над могилой пророка.

О былой славе двора Великих Моголов сегодня можно судить прежде всего по величественному комплексу Лал Кила (Красного форта). Высота бастионов цитадели в среднем — 11 м, периметр стен — 2 км.

Джама Масджид Джама Масджид
 
Джама МасджидДжама Масджид
     
Красный форт   Cassia fistula
Красный форт   Cassia fistula
 
Храм Лотоса  

Храм Лотоса является одним из семи бахаистских храмов, построенных на разных континентах земного шара (Панама, Уганда, США, Германия, Австралия, Западное Самоа, а также храм в Ашхабаде, разрушенный во время известного землетрясения). Канадский архитектор иранского происхождения Фариборз Сахба спроектировал его в виде лотоса - универсального символа всех исконных религий Индии. Здание храма имеет форму гигантского полураскрытого цветка лотоса, состоящего из 27 лепестков, расположенных в три ряда. Внутренний ряд образует непосредственный свод здания и напоминает еще не распустившийся бутон цветка. Лепестки лотоса сделаны из белого бетона, снаружи покрытые белыми мраморными плитами. Внутри расположен центральный зал диаметром 75 метров, рассчитанный на 1300 мест. Расстояние от пола зала до вершины здания – 35 метров. Здание окружено 9 бассейнами, призванными создать впечатление, что храм, подобно цветку лотоса, стоит на воде, а не покоится на фундаменте.

 

Ансамбль Кутаб-Минар. Высота башни—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м. Происхождение этого монумента теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутаб-Минар. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей.

Кутаб-Минар   Кутаб-Минар
Кутаб-Минар
 
Кутаб-Минар
     
Железный столб   Алаи-Минар
Железный столб   Алаи-Минар
 
Ворота Индии  
Продавец манго
 
Ворота Индии   Баба Ганганадх
Манго — тропический фрукт со сладким вкусом и нитчатой структурой. Цвет кожуры — в красных, жёлтых и зелёных тонах, цвет мякоти — жёлтый. Является одним из национальных символов в Индии и Пакистане. Первоначально растение произрастало на территории между индийским штатом Ассам и государством Мьянма во влажных тропических лесах, но в настоящее время выращивается во многих странах. Индия собирает около 9,5 миллионов тонн плодов манго и является таким образом главным производителем. В Европе манго культивируется главным образом в Испании и на Канарских островах.
     

Шимла расположена на высоте 2100м и вытянута вдоль хребта на 12км. Город окружают леса с чистейшим прозрачным воздухом. На склонах гор растут пихта, рододендрон, сосна, гималайский дуб. В 1864 Шимла стала летней столицей британской Индии. Каждый год, с наступлением жары, правительство Индии переезжало в прохладу горного поселка. Сейчас Шимла – столица штата Химачал Прадеш. Здесь расположен расположен Государственный музей штата Химачал Прадеш, замок британского наместника в Индии с замечательным ботаническим садом, одна из древнейших христианских церквей в северной Индии – Церковь Христа и несколько индуистских храмов.

Сейчас Шимла представляет собой ряд домов, коттеджей и отелей, вытянутый вдоль высоких гор. В Шимле много мест, которые можно посетить: храмы, поселки, прогулочные места, заросли горных лесов и рощ. Из числа храмов известностью пользуются церковь готического стиля и храм Ханумана, в котором гостей встречает множество обезьян. Местные спортивные школы принимают любителей скалолазания и проводят соответствующие экскурсии. Во все эти места приезжают и художники, привлекаемые возможностью писать горные пейзажи и особенно снежные вершины, видные повсюду, куда ни бросишь взгляд.

Шимла   Jakhoo Temple
Шимла
  Jakhoo Temple
     
Шимла   Adventure institute
    Adventure institute

Дхарамсала является небольшим административным центром местного значения и населена в основном индусами. Туристы там обычно не селятся, хотя там есть гостиницы и всё необходимое. Самым тусовочным местом является Маклеод Ганж, который иногда ещё называют "Верхняя Дарамсала". Маклеод Ганж сейчас известен прежде всего как резиденция тибетского Далай-ламы и тибетского "правительства в изгнании". Городок находится в нескольких километрах от Дхарамсалы, немного повыше в горах (высота - примерно 1700-1800 метров над уровнем моря), за счёт чего там на пару градусов попрохладнее. Дарамкот - это индусская деревня ещё чуть повыше Маклеод-Ганджа, в двух километрах пути, там гораздо более спокойная атмосфера, есть пара-тройка скромных гестхаусов, центр Випассаны и возможность арендовать домик или комнату в чьём-нибудь доме. Там селятся главным образом те, кому больше по нутру деревенская жизнь и "шанти". Другое похожее место, тоже в двух километрах от Маклеод-Ганджа, называется Багсунаг, или сокращённо Багсу.

Монастырь Намгьял, или Храм Калачакры, располагается в Маклеод Ганж. Построены две резиденции Далай-ламы: зимняя — в самой городе, и летняя в Норбулинке, это в сорока километрах от Маклеод Ганжа.
В McLeod Gunj находятся несколько клиник тибетской медицины, однако ведущей остается Институт тибетской медицины и астрологии, находящийся недалеко от Гангчен Кишонг (Gangchen Kyishong), в пяти минутах ходьбы от Тибетской библиотеки. Институт тибетской медицины и астрологии (TMAI), Дхарамсала, представляет собой внушительный просторный комплекс, на территории которого основам традиционной тибетской медицины ежегодно обучаются более 50 человек. Институт имеет поликлиническое отделение, стационарное отделение, хирургическую палату. В институте производится более 200 видов различных препаратов, распространяемых среди 36 клиник Индии и Непала. Они также направляются за границу в западные страны, где заметно растет интерес к народной тибетской медицине.

Храм   Далай Лама
   
В ожидании
     
Маклеод Ганж   Маклеод Ганж
Маклеод Ганж   Центральная площадь
 
TCV   Сидхпур, Карма Па
TCV   Сидхпур
 

Сидхпур, резиденция Кармапа XVII. Ургьен Тринлей (родился 26 июня 1985 в восточном Тибете), признан многими ламами как 17-й Кармапа, держатель линии Карма Кагью тибетского буддизма.

Кармапа является держателем Чёрной Короны (тиб. 'shwa nag'), поэтому Кармапу иногда называют Ламой в Чёрной Короне. Традиционно говорится, что эту корону соткали дакини из своих волос и подарили Кармапе в знак признания его реализации как просветленного мастера медитации. Материальная копия Черной Короны была изготовлена и подарена 5-му Кармапе одним из китайских императоров, его учеником, когда последний увидел над головой своего учителя это энергетическое поле. Сейчас Корона хранится в монастыре Румтек индийского штата Сикким, где находилась последняя резиденция 16-го Кармапы.

 

Летняя резиденция Далай Ламы Норбулинг находится в 40 километрах от Маклеод Ганжа.

Норбулинг   Рисование танки
Норбулинг
 
Рисование танки
 

Swami Shyam’s wisdom. A commonly heard philosophical question is "Who am I?". Rather than asking this question, Swami Shyam answered it: "I am I!" The purpose of the IMI is for participants to unfold the knowledge of inner peace and Self-knowledge, and to understand and develop a practice of the technique of meditation, which unfolds this awareness. Founded by Swami Shyam, the IMI is situated in northwestern India, and it has centers around the world. However, Swami Shyam says that a center is not a place - it is every human being. Every person who meditates and knows the meaning of "I am I" is a center. The correspondence courses offered here are part of the distance learning program of the IMI. They were created so that people living anywhere can access the teachings of Swami Shyam through certified IMI teachers.

Swami ShyamUnder a mango tree, while sipping a cup of tea from a nearby tea shop, Swami Shyam saw a ripe mango fall to the ground. He thought about how ripe fruit is harvested and sent to distant places for people to enjoy. If the mangoes were to remain on the trees, they would go nowhere and no one would benefit from or enjoy them. At that moment, Swami Shyam knew that in terms of knowledge, he was like a sweet, ripe mango. He was not meant to stay in one place forever, but to make that knowledge available to all who wanted it. This experience led to the birth of the IMI, and people around the world began to hear the knowledge and imbibe the teachings of Swami Shyam.

Shyam's Wisdom, International Meditation Institute, Kullu, HP, India, 175 101

 

Озеро Ревалсар и все места вокруг считаются священным, поскольку именно отсюда начал легендарный Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) нести буддизм по миру, направляясь в Тибет в VIII веке нашей эры. Считается, что он был самим Буддой и явился, чтобы дать учение. Легенда о происхождении озера гласит, что за Падмасамбхавой отправилась его верная ученица – дочка царя, которую звали Мандавара. И царь, рассердившись, снарядил войско в погоню за ними. Но поиски были долгими, так как беглецы долго прятались в пещерах, в которых и просветлели. Но настал момент, когда воины царя поймали беглецов, связали их, и по велению царя, сложили вокруг них огромный костер и зажгли. Через некоторое время Падмасамбава превратил огонь в воду. И оказался вместе с Мандаварой посреди огромного озера, названного Ревалсар (или Цо Пе Ма). Войско в испуге разбежалось, Падмасамбхава стал с тех пор великим учителем, а озеро осталось.

По преданию, Падмасамбхава отправился в Тибет, которым правили горные духи религии Бон, по приглашению тибетского царя Тисонгдэцэна: чтобы помочь в распространении буддизма индийскому философу Шантаракшите. Там он основал древнейшую школу тибетского буддизма ньинма. Знал ли он наверняка, какое неприступное царство Тибета начинается там, где кончается благословенная земля Индии? Его супруга и ученица не вынесла тягот этого пути. И вряд ли он шел бороться с горными духами, как христианские миссионеры: Индии чужда такая целенаправленность. Легенда говорит, что обладая магией (а также, конечно, и хорошим рациональным пониманием вещей), он превратил местных демонов в защитников буддизма. Это, конечно, была большая работа — сформировать буддийский пантеон, включив в него местные божества с их функциями. Но так он надежно утвердил новое миропонимание: миролюбиво и без особых потерь.

Священные карпы   Озеро Ревалсар
Священные карпы
 
Озеро Ревалсар
 

Маникаран, расположенный на высоте 1700 м, известен своими горячими источниками, обладающими целительной силой. В некоторых, вода так горяча, что в ней можно варить рис. Даже пар, поднимающийся от священных источников, считается благодатным. Из Маникарана вверх ведет к истокам реки Парвати горная тропа, к древнему храму Шивы, где по преданию он медитировал 1000 лет.

На том месте, где сейчас расположен город Маникаран, однажды купалась богиня Парвати, оставив на берегу свои серьги. Откуда ни возьмись на том месте объвился божественный змей Нага, который похитил серьги и спрятал их у себя в носу. На помощь Парвати пришел ее великолепный супруг Шива, который погнался за змеем и довольно сильно его напугал и разозлил - так, что тот зашипел, и серьги выпали у него из носа. Там, где упали серьги, образовались горячие источники, которыми и славится эта долина.

Здесь находится одна из главных святынь сикхов. По преданию Гуру Нанак посетил эти места и основал здесь первый ашрам, в последствии ставший одной из главных гурудвар в штате Химачал Прадеш.

Маникаран   Казол
Маникаран
 
Казол
 
Биджли Махадев   Долина Кулу
Чтобы посетить Биджли Махадев, необходимо совершить восхождение по дороге, которая идет через деревню. С вершины открывается панорама двух долин – Парвати и Куллу, река Биас и река Парвати сливаются у Вас под ногами, белоснежные пики Великого Гималайского хребта виднеются вдали, а перед Вами парят гималайские орлы. Сам храм – Биджли Махадев – уникальный. Здесь расположен большой шивалингам, который в период гроз разрушается молнией. Часть строения храма сгорает в небесном огне. Это символ очищения и новой жизни храмовой энергии. Храм выстраивается заново, шивалингам соединяется, жизни входит в новый обновленный период. Само название храма – Биджли Махадев означает Большое божество молнии и посвящен он Шиве. Последний раз он был частично разрушен в мае 2003 года.
 

Нагар – очень красивый и уютный городок, в нем несколько храмов, посвященных Шиве, Вишну и храм Кришны.

Утром в Нагаре   Гауришанкар темпл
Утром в Нагаре
 
Гауришанкар темпл
 

Блюда индийской кухни - настоящий рай для чувств. Глаз радуют прекрасно украшенные блюда, ароматы приправ балуют обоняние, а разнообразие вкусов просто поражает. В результате влияния традиций и исторических событий, индийские повара превратились в специалистов по приправам. Большая часть Индии вегетарианская, поэтому умелое использование приправ превратилось в настоящее искусство. Среди огромного количества специй, которые используются в индийской кухне, следует выделить тмин, кориандр, куркуму, кардамон, красный и зеленый чили, корицу, шафран, гвоздику, мускатный орех, имбирь, анис, кунжут, лук и чеснок.

Вкусная еда   Вкусная еда
Вкусная еда 1
 
Вкусная еда 2
Традиционную индийскую пищу едят руками, правой рукой отламывая кусочек чапати и набирая на него рис с овощами или мясом. Конечно же, если кому-то не удобно кушать руками, можно использовать вилку или ложку.  
 

Манали является важным местом северной горной Индии, население 4200 чел., город расположен на высоте 2050 метров над уровнем моря. Здесь находят себе спасение те, кто не в силах переносить жаркое индийское лето. Манали славится широкими возможностями для занятий лыжным спортом, дельтапланеризмом, альпинизмом, треккингом. Самая известная достопримечательность в Манали - Хидимба или храм Дхунгри. Построенный в 1533 г. этот храм посвящён местной богине Хидимба. Храм знаменит своей 4-этажной пагодой и прекрасными деревянными изразцами. Манали славится сверкающими гомпами буддистских монастырей. Наиболее известна Гадхан Текчхоклинг гомпа, построенная в 1969 году, где находится самое большое количество тибетских беженцев со всей долины Куллу. Меньшая по размерам и более современная Гималайская Нингамапа Гомпа стоит ближе к базару. Её основная святыня - это колоссальная статая Будды, лучше всего её видно из маленькой комнаты второго этажа. Музей традиционной культуры, возле храма Хидимба, тоже достоин посещения, в нём хранятся произведения народного искусства всей долины Куллу.

Соланг   Соланг
Соланг
   
     
Соланг   Соланг
Соланг   Земляника
 

С Манали начинается путь в Ладак, через перевал Рохтанг, высотой 4112 м. Эту область Индии называют Малый Тибет. Автобус до Манали до Леха (центрального города Ладака) едет 475 км двое суток.

На Рохтанге происходит очищение души и тела высокими энергиями. По преданию, через перевал Рохтанг ушли братья Пандавы и их сестра-жена Драупади искать Сваргу (сокровенное земное место богов, Рай, в тибетской традиции – Шамбалу). На перевале они остановились, чтобы совершить очищение. С трудом справляется с этими энергиями неподготовленный человек. Но каждый, кто побывал на перевале Рохтанг, выносит оттуда частичку космической мудрости. Посещая перевал, Вы также соприкоснетесь с таинством тибетской медицины. Именно здесь в августе тибетские монахи и их ученики из разных стран мира собирают лекарственные растения. До сих пор сохранилась традиция возжигания огня на перевале и загадывания желаний, которые обязательно сбудутся.

Автомобильная пробка   Рохтанг
Автомобильная пробка
 
Рохтанг
     
Кафе в Pang   Дорога в Лех
Кафе в Pang (4630м)    
 
Tanglang-laTanglang-la (5360м)  

 
 
 
Лех находится на высоте 3500 м над уровнем моря и расположен около восьми километров к северо-востоку от реки Инд у подножья горной вершины Намгиал Тсемо. Население города, девять тысяч жителей, в основном состоит из буддистов. Имеются также небольшие группы религиозных меньшинств: мусульмане и христиане. Одинокая мечеть возвышается в центре города, тогда как церковь Моравской Миссии задвинута в дальний край города и находится за рынком по направлению к перевалу Чанг-па. Сейчас Лех достраивается и развивается.
Лех   Лех
Здания здесь построены в народном стиле, потому что в Лехе есть государственный закон о сохранении культурных и архитектурных традиций сообразно которому все постройки обязаны быть сооружены в традиционном стиле. Это дома квадратной формы из камня и глины с плоскими горизонтальными крышами, высотой максимум в 2 - 3 этажа. Черты города в целом видоизменились одновременно с открытием Ладакха для иностранных посетителей в 1974 г.
 
Шанти ступа   Лех  
Шанти ступа в переводе означает пагода мира, она была построена на деньги японцев в 1986 году. Шанти ступа установлена на вершине горы, с которой открывается великолепный вид на долину Леха, вдали можно видеть заснеженные вершины горного хребта. От основания, которым служит обширная площадка, мощенная плиткой, к ступе ведет широкая лестница. Постамент ступы опоясывают две террасы с балюстрадами, украшенные цветными барельефами Будд.
Над каждым Буддой помещено изображение морской раковины. Центральную часть стены первого яруса постамента украшает колесо бытия сансара с двумя косулями по бокам. Эти две косули первыми пришли слушать проповедь Будды Шакьямуни. В центре постамента второго яруса - золотая статуя сидящего Будды в японском стиле. Ниша позади статуи вся исписана японскими иероглифами. По трем остальным сторонам постамента - раскрашенные барельефы, иллюстрирующие сцены из жизни Будды.
 
Хемис считается самым крупным и самым богатым монастырем Ладакха. В скале, на которой сейчас стоит Хемис, есть пещера. В ней в XIII веке проводил свои медитации Сьялваготсангпа. Он возвел вокруг пещеры небольшой храм. Современное здание гомпы было построено в 1620 году уже известным нам Намгиялом как монастырь красношапочной секты. По своему богатству Хемис мог соперничать со знаменитым дворцом Потала в Лхасе. В Хемисе ежегодно проходят фестивали, посвященные дню рождения Падмасамбхавы. В эти дни ламы вывешивают на одно из зданий монастыря самую большую танку в мире, на которой изображен Гуру Ринпоче и другие святые. Хемис знаменит тем, что здесь впервые были обнаружены документы, подтверждающие пребывание в Тибете Иисуса Христа. Действительно, в Евангелиях освещаются лишь детские годы Иисуса и его житие после 30 лет. Где же был Спаситель в течение 14 лет, о которых Евангелия умалчивают. В конце XIX века путешественник Николай Нотович обнаружил в монастыре Хемис сенсационные материалы. В древних рукописях рассказывалось о том, что Иисус в возрасте 16 лет покинул родительский дом и с караваном купцов ушел на Восток. Он посетил Персию, Афганистан, Пакистан, Индию и достиг Тибета. Там он в течение нескольких лет проходил обучение у лам. Спустя 14 лет, пророк Исса, как его называют буддисты и мусульмане, вернулся в Палестину и начал проповедовать.
Монастырь Тикси   Общение с богами

Монастырь Тикси принадлежащит к секте гелугпа - желтошапочников. В главном храме монастыря установлена гигантская статуя Майтрейи. Его голову венчает корона с изображением пяти дхьяни-будд: красный - Амитабха, желтый - Ратнасамбхава, синий - Акшобхья, белый - Вайрочана, зеленый - Амогхасидхи. Рядом находится часовня, посвященная богине Таре. Тара известна в 21-ой эманации. Наиболее важными из них считают Белую Тару и Зеленую Тару. Легенда гласит, что когда Авалокитешвара устал присматривать за миром, он горько заплакал, и из его глаз выкатились две слезинки, превратившиеся в Белую и Зеленую Тару. Белая Тара стала духовной супругой (Юм) Авалокитешвары, а Зеленая Тара - Юм дхьяни-будды Амогхасиддхи. Статуи 21-ой эманации богини Тары помещены в расписной застекленный шкаф. В этом же шкафу стоят скульптуры Манджушри, Авалокитешвары и Ригден Дзангпо. Бодхисаттва мудрости Манджушри занес над головой меч, которым он отсекает невежество. В соседнем шкафу находятся статуи других божеств. Среди них многорукий Ваджрабхайрава, он же Ямантака - гневное проявление Бодхисаттвы Манджушри. Он держит в руках свою женскую сущность (Юм) по имени Ваджраветали, олицетворяющую мудрость. Мужская же часть Ваджрабхайравы символизирует метод - путь к достижению мудрости.

 
Алчи - одна из самых красивых и самых древних гомп Ладакха. Храмы Алчи датируются ХI веком. Строили гомпу ладакцы, а украшали кашмирцы, поэтому имеет место быть смешение стилей. Основатель монастыря - Великий Переводчик Ринчен Дзангпо. Ринчен Дзангпо родился в конце Х века и прожил 100 лет. Выходец из Тибета, он в течение 17 лет путешествовал по Индии, привез оттуда манускрипты с мудростью Будды и перевел их на тибетский язык. Он построил в Ладакхе первые монастыри, а при них открыл школы, где детей обучали древним языкам и искусству перевода.
 

Ламаюру - один из самых старинных и загадочных монастырей Ладакха. Монастырь Ламаюру построен в XI веке. Он принадлежит к красношапочной секте. Красношапочный буддизм, или ламаизм, послужил мостом, соединившим древнюю магическую религию бон с учением Будды. Великие учителя Тантры, основатели ламаизма, укрощали злых духов и демонов, обитавших в горах Тибета, и ставили их себе на службу. Одним из таких учителей был Наропа. По караванным тропам он пришел сюда из Индии. Здесь, на берегу озера, в песчаниковых скалах, он нашел пещеру Юмдрун, где бонские жрецы совершали жертвоприношения нагам. Наги, божества, имеющие вид змеелюдей, обитали в огромном озере, тянувшемся от Каргила до Леха. Мудрец Наропа приручил нагов и осушил озеро. Случилось это в промежутке между 1016 и 1100 годами. Над пещерой, где медитировал Наропа, его ученики возвели монастырь и назвали его Ламаюру.

В небольшой пещере хранятся статуи Наропы, его ученика Марпы и ученика Марпы Миларепы. Наропа был не только великим практиком, осушившим озеро и укротившим нагов, но и не менее великим теоретиком, автором учения о шести психофизических методах достижения Просветления. Наропа принадлежит к 84 буддийским махасиддхам Индии. Марпа Лотсава (1012-1099) вошел в историю как основатель школы Кагьюпа. Свое обучение он начал в Тибете, а затем путешествовал по Индии и Непалу, собирая редкие рукописи по тантрической йоге и переводя их на тибетский язык. Марпа получил учения от 108 учителей, но главными из них были Майтрипа и Наропа. У них он обучался многим тантрическим учениям, включая доктрину Махамудры. Марпа имел четырех основных учеников. Величайшим из них был поэт и отшельник Миларепа. Он жил в период с 1040 по 1123 год. В раннем возрасте Миларепа лишился отца. Наследством вдовы и детей незаконно завладел брат покойного. Обуреваемый жаждой мести, Миларепа стал адептом черной магии и направил свои чары против подлого дяди. Но вскоре он раскаялся в содеянном. Встретив гуру Марпу, Миларепа встал на путь дхармы - духовного освобождения. Шесть лет Марпа заставлял Миларепу выполнять тяжелую работу, чтобы тот очистил плохую карму, приобретенную во время практики черной магии. После долгих лет испытаний гуру посвятил ученика в тантрические мандалы. После этого Миларепа стал аскетом. Он проповедовал буддизм, распевая песни собственного сочинения, необычайно красивые и полные глубокого религиозного чувства.

Слияния Инда и Занскара   Наропа, Марпа, Миларепа   
Слияния Инда и Занскара
 
Наропа, Марпа, Миларепа
   
 
           
Ламаюру   Ламаюру   
Ламаюру   Ламаюру      
 
Монастырь Ликир построен в XI веке сектой Гелугпа на месте, где жили наги. Основатель монастыря прогнал их. В монастрыре находится гигантская позолоченная статуя Майтрейи. Один из храмов в Ликире посвящен Авалокитешваре. В алтарном шкафу стояла статуя Бодхисаттвы Сострадания, на полках лежали книги. Стены храма украшали фрески. На одной стене - медицинские Будды разных цветов, на другой - 16 архатов и 4 локапалы - хранители четырех сторон света. В незапамятные времена здесь жил Чоксей Дриппа - большой специалист по медитации, к которому приезжали учиться со всего Ладакха. В монастыре находится музей, в котором представлены оружие, монеты, одежда, посуда, танки, культовые предметы, музыкальные инструменты.
 
Самолет Лех - Дели   Самолет Лех - Дели  
 Перелет Лех - Дели авиа компанией Deccan. В стоимость билетов этой авиакомпании не входит питание на борту самолета. В иллюминаторы самолета открываются красивейшие виды Гималаев.
Тадж Махал

Памятник-мавзолей Тадж Махал повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но... Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой.

Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который по замыслу Шаха Джахана должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги... Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет. В работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенстовм и красотой своих линий и красок... Действительно, это чудо из чудес. На века. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Высота Тадж Махала вместе с куполом достигает 74 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре изящных минарета. Стены Тадж Махала выложены белым полированным мрамором, сияющим как золото под лучами полуденного солнца. Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и цветными камушками. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом - мавзолеем, парящим как облако над землей - создали неповторимое по своей красоте произведение искусства... Такое светлое, живое и радостное...

На другом берегу Ямуны, напротив Тадж Махала, Шах-Джахан намеревался возвести еще одну гробницу - для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но, увы, грандиозным планам и замыслам Шаха Джахана не суждено было осуществиться... Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного окна. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

Вскоре и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной...

 
Красный форт (Агра) расположен над рекой Ямуна всего в 2,5 км от Тадж Махала. Строительство форта началось в 1565 году по инициативе Акбара Великого, который перенёс столицу из Дели в Агру. Уже в 1571 форт был полностью обнесён стеной. Преемники Акбара Великого, прежде всего Шах-Джахан, расширили форт в начале XVII века. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, при Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней. В 1648 столица была перенесена обратно в Дели, в связи с чем Красный форт утратил своё значение. После захвата власти в 1658 году, Аурангзеб содержал своего отца Шах-Джахана в Красном форте под домашним арестом, где тот и умер в 1666 году. В 1803 году форт был захвачен британскими войсками. Во время Восстания сипаев 1857 года форт был местом вооружённых столкновений.
Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 метр, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Двое главных ворот, Делийские и Лахорские ворота, образуют вход в Красный форт. Внутри находятся представительные дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества.
Красный форт (Агра)   Красный форт (Агра)

Красный форт (Агра)

  Красный форт (Агра)
   
Мальчик с обезьяной       

You have no rights to post comments