О какой бы болезни ни шла речь, аюрведа всегда призывает к тому, чтобы нормализовать состояние тела и психики и привести их в равновесие. Хотя психические расстройства (унмада) поражают умственные способности, их лечение затрагивает и тело. Чарака описывает следующие возможности терапии излечимых душевных болезней.

1. Снехана: применение масел наружно и внутрь.

2. Сведана: потогонные процедуры.

3. Вамана: искусственно вызванная рвота.

4. Виречана: искусственно вызванное послабление.

Лечение психических заболеваний

5. Нируха васти: очищающая кишечная клизма.

6. Снехана васти: масляная кишечная клизма.

7. Насья: орошение полости носа.

8. Ракта мокша: кровопускание.

9. Дхумапана: ингаляция лекарственным дымом.

10. Курения.

11. Пасты для глаз, например каджал (паста из гхи, угля и камфары).

12. Массаж.

13. Поливание тела маслом и поливание лба маслом.

14. Самшамана: умиротворяющие методы.

15. Психотерапия.

16. Медицинские препараты, воздействующие на психику.

17. Изменения в режиме питания.

Как это ни поразительно, но большинство процедур, которые здесь упоминаются - это телесно ориентированные методы или процедуры панчакармы. Почему так получается? Если рассмотреть патогенные факторы, то есть расстройства дош, то перед нами встает задача либо переместить эти расстроенные биоэнергии из плотных частей организма в полые органы и изгнатъ из тела (шодана), либо умиротворить их с помощью иных методов (самшамана). Как только доши физического тела придут в норму, нормализуется и психика. На практике эта необычная теория оказывается чрезвычайно успешной. Наряду с нею используются также методы, аналогичные концепциям современной психотерапии, например избыточная стимуляция, десенсибилизация, групповая психотерапия и аверсионная терапия.

Режим питания сильно влияет на психику. Поэтому при лечении душевных болезней нельзя отказываться от того, чтобы сделать питание адекватным. С одной стороны, его нужно подстроить к патогенным дошам, с другой — в нем должно быть как можно меньше раджасических и тамасических элементов, потому что они будут лишь усиливать болезнь. В пище скорее должно быть много саттвических элементов, потому что саттва оказывает психоиммунизирующее действие. Такой пищей являются свежеприготовленные блюда из продуктов, которые выращены в регионе, где живет больной.

«Convenience food», то есть полуфабрикатов, а также продуктов, прошедших глубокую заморозку, следует избегать. Больным, у которых очень сильна тамасическая, ватическая или капхическая компонента, можно в малых количествах давать очень свежее мясо, но, если в заболевании задействованы раджас и питта, его нужно строго исключить. Очень свежая, лактовегетарианская пища намного лучше.

Во всех случаях систематическим инструментом лечения психических расстройств является йога. Эта форма физического движения, интроспекции, концентрации на дыхании и медитации, без сомнения, способствует психосоматическому, социальному и духовному развитию человека.

 

Х.Х.Ринер "Новая энциклопедия Аюрведы"

        

You have no rights to post comments