Двусторонние каркасные (рамовые) барабаны не получили широкого распространения. Наиболее характерный пример такого инструмента — гна обитателей гималайских предгорий, сопровождающий ламаистские танцы. Одетые в красочные маски люди танцуют под энергичный ритм гна — плоского двустороннего барабана, который так богато украшен рисунками, что сам по себе представляет произведение искусства.

Гна

Кухонные сосуды и сосуды для хранения продуктов, горловины которых обтягиваются кожей, также выполняют функцию барабанов. Древние индийские тексты объединяют их под названием бхандья вадья (инструменты-сосуды); слово это могло, конечно, обозначать и просто горшки, подобные гхатам. Характерные формы имеет сурахи, или куджа: это типичный кувшин для вина (изображение которого можно найти на многих произведениях восточной живописи), имеющий небольшой корпус и длинную горловину. Барабаны, изготовленные из таких кувшинов — обычно глиняных или металлических, — имеют отверстия с обеих сторон. На одно отверстие натягивается кожа, на которой играют пальцами. Другое отверстие, прикрываемое и открываемое ладонью, дает возможность создавать различные звуковые эффекты. К этому классу инструментов принадлежат и такие народные инструменты, как тум6акнари (Кашмир), гхумат (Гоа), джамуку (Южная Индия).

Гхумат

Среди барабанов сосудообразного типа весьма распространенной является литавра, которая очертаниями напоминает чайную чашку. Индийское название этого инструмента—дундубхи и бхери, но он более известен как нагара. Литавры чаще употребляются в паре: большая, символически называемая «мужской», и меньшая — «женская». Изготовляемый из глины, дерева или металла, этот инструмент, на котором всегда играют деревянными или каучуковыми палочками, может варьироваться в размере и иметь диаметр мембраны от нескольких дюймов, как, например, у тамукку, до нескольких футов, как у гигантской нагара, которую для того, чтобы перемещать, ставят на колесики. Средних размеров нагара и таша обычно используются как аккомпанирующие инструменты для шенаи. Литавры очень распространены в практике традиционной и этнической музыки. В отдаленные времена звуки этих инструментов возвещали о различных событиях (военных и прочих); они являлись также символом королевской власти: император Акбар, например, владел двадцатью парами нагара.

 

                        

        

You have no rights to post comments