В истории изучения инструментов наиболее трудной, но и требующей особого внимания частью является изучение роли, которую играли расы или другие этнические группы в процессе образования тех культур, в которых развивались и проходили проверку временем все нынешние наши инструменты. Трещотки с семенами, распространенные у племен, находящихся на низкой ступени социального развития, арфы древних южных культур, различные смычковые инструменты, центральноазиатские лютни — все эти инструменты заняли соответствующее место в системе индийской органологии.

Наиболее ранние свидетельства о существовании музыкальных инструментов на территории Индии были найдены в долине Инда и датируются примерно 3000 г. до н. э. (эти сведения получены главным образом из изображений на печатях и пиктограмм). Среди вещественных находок обнаружены трещотки из терракоты и свистки, имитирующие голоса птиц. На изображениях имеются различные разновидности арф, неизменно имеющих очертания лука, но в то же время лиры практически отсутствуют. Сохранились также изображения продолговатых барабанов и барабанов в форме песочных часов.

Ведическая цивилизация, существовавшая одновременно или чуть позже культуры, сложившейся в долине Инда, оставила значительно больше исторических свидетельств.

В ведических текстах упоминаются бана вина, канда вина, годха вина, являющиеся, по-видимому, разновидностями арф. Там же упоминаются и бхуми дундубхи — углубление в земле, покрытое шкурой животных, и такие барабаны, как ванаспати и ламбара, хотя нет сведений ни о том, как они выглядели, ни об их звучании. Флейтами той эпохи были тунава и нади.

Древняя дравидская цивилизация, по описанию в старинных тамильских текстах, использовала многие разновидности яжа, представляющего собой арфу лировидной формы. Там же упоминается флейта кужал (даже в наши дни многие южноиндийские племена пользуются этим термином для обозначения всех деревянных духовых инструментов), а также барабан маддалам, являющийся прототипом современного мридангама.

Многие инструменты, по-видимому, были занесены народами, пришедшими в Индию из Центральной Азии. Возможно, что саранги, некоторые виды лютневых типа сарода, шенаи распространились в Индии как благодаря развивающимся торговым связям, так и вследствие военных вторжений с севера и северо-запада.

Влияние западной культуры выразилось в распространении гармоники, скрипки и «оркестра». Гармоника — «бедствие индийской музыки», по выражению Рабиндраната Тагора, — получила огромную популярность, хотя ее пригодность для нашей музыки справедливо вызывает сомнения.

Скрипка же прекрасно (в качестве чисто мелодического инструмента) применилась к мелодическим потребностям индийской музыки. Принято считать, что заслуга в деле введения скрипки в практику музыкальной жизни Индии принадлежит семейству Дикшитаров, и особенно — Балусвами Дикшитару (начало XIX в.).

Об оркестре, также связанном с западными влияниями, речь пойдет ниже.

В то время как наш субконтинент заимствовал инструменты извне, он также являлся прародителем многих инструментов, получивших распространение за его пределами. По мнению исследователей, популярный китайский смычковый инструмент ху чин имеет индийское происхождение. Прототипом современной скрипки можно считать раванахаста вину, которая и сейчас часто звучит в деревнях Северо-Западной Индии. Индонезия заимствовала отсюда патаха (тамбурин?), випанчи (арфу), гханта (колокола) и бхери (гонг; в древней Индии это название имели также барабан или труба).

История инструментария Индии содержит некоторые неразгаданные проблемы, выяснение которых выходит за рамки данной книги. Много сведений может быть собрано из музыкальных текстов, литературы, а также посредством изучения скульптуры и живописи, так же как и из исследования традиционных инструментов, распространенных среди племен и в различных регионах страны. Исследования, проводившиеся до сих пор, имели поверхностный характер, и необходимо сделать еще очень многое в этой области.

Особый интерес представляет вопрос классификации инструментов. Самая древняя из них принадлежит Бхарате (II в. до н. э. — II в н. э.), который в своей «Натьяшастре» подразделяет их на 4 группы: тата, аванаддха , гхана и сушира. Тата означает «натянутый», так как звук на этих инструментах достигается вследствие вибрации струн. Аванаддха значит «покрытый» и имеет в виду барабаны (мембраны). Гхана — «плотный», «цельный» — относится к палочкам, прутьям и тарелкам. Сушира — «полый» — означает духовые инструменты. Общий термин, которым обозначаются все инструменты, — вадья.

Подобная классификация оказалась настолько универсальной и логически обоснованной, что сейчас она принята как одна из основных органологами всего мира. На западе подобная классификация была дана Маийоном в 1880 году и позже была развита и модифицирована Заксом и Хорнбостелем. Они выделили четыре группы: хордофоны (струнные), мембранофоны (барабаны), идиофоны (самозвучащие) и аэрофоны (духовые), совершенно сходные с теми, которые установил индийский ученый за 2000 лет до них.

                      

        

You have no rights to post comments