Ненасилие, правдивость, чистота, отсутствие зависти, доброта, мягкость — вот всеобщий долг.

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.

Думай при каждом пробуждении: "Какое добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни."

Глупец лишь грешит ради злосчастного тела — вместилища всех нечистот, неблагодарного и бренного.

Жизнью, достоянием, мыслью и словом непрестанно творить добро ближним — вот смысл существования.

Ничто не трудно тому, кому пища нужна лишь для поддержания жизни, совокупление — для продолжения рода, слова — для правдивой речи.

Без устали нести бремя, не бояться ни зноя, ни холода, всегда быть довольным — трем этим достоинствам следует учиться у осла.

Что такое добродетель? — Сострадание к ближним. Что такое счастье? — Здоровье. Что такое любовь? — Доброе настроение. Что такое ученость? —Правильное решение.

Прекрасны тонко отшлифованная драгоценность; победитель, раненный в бою; слон во время течки; река, высыхающая зимой; луна на исходе; юная женщина, изнуренная наслаждением, и даятель, отдавший все нищим.

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде— таков и путь добродетельных.

Скупой на злые речи, щедрый на добрые, удовлетворенный своей женой, остерегающийся порицать ближних — вот редкое украшение земли.

Воздержание от зла, дружелюбная речь, правдивость, чистота, сострадание, терпеливость — вот всеобщий долг.

Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.

С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели и вниз — пороки.

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

Вот тройные врата преисподней, ведущие человека к гибели: похоть, гнев, алчность.

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.

Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона.

Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.

Лучшие гневаются мгновенье, средние — полдня, низкие — день и ночь, худшие никогда не свободны от гнева.

Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа — в себе.

Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро — как на ком земли, на себя — как на всех других.

Велика ли заслуга быть добрым к тому, кто сам добр к тебе? Быть добрым к тому, кто вредит тебе, — вот истинная доброта.

Лучший дает без просьбы, средний — по просьбе, низкий не дает, несмотря на просьбы.

Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за ними подобно тени.

Престарелых родителей, верную жену и малого сына следует кормить, пусть они совершили злых дел без числа.

Ничто так не сокращает жизни, как близость с чужой женой.

Та настоящая жена, которая разумно ведет хозяйство; та настоящая жена, которая приносит потомство; та настоящая жена, жизнь которой — в муже; та настоящая жена, которая верна мужу.

Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.

Нет родственника, равного мужу; нет друга, равного мужу; нет защитника, равного мужу; нет убежища, равного мужу.

Пусть мудрый печется о знании и пользе так, словно он неподвластен старости и смерти. Пусть творит он добро так, словно смерть уже схватила его за волосы.

Лишь усилиями достигаем мы цели, а не желаниями. Не полезет газель в пасть спящего льва.

Никто так не ухаживает за нашим телом, как мать; ничто так не украшает его, как ученость; никто так не услаждает его, как жена; ничто так не иссушает его, как заботы.

Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание — вот шесть благ в этом мире.

Друг познается в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах.

Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

Тело старится от странствий, гора — от воды, женщина — от неудовлетворенных желаний, сердце — от злых речей.

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы — порокам, сну и ссорам.

Можно ли домогаться дружбы предательством, добродетели — обманом, благополучия — оскорблениями, знаний — бездельем, женщины — грубостью? Лишь явный глупец способен на это.

Бойся переправы через большую реку, вражды с могущественным человеком и спора с толпой.

Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном.

Не торопись в приобретении богатств, в изучении наук, при подъеме на гору, в добрых делах, в любви и во всех усилиях.

Хвали пищу, когда она переварена; женщину — когда прошла ее молодость; героя — когда он вернулся с битвы; урожай — когда он собран.

Остатки долга, огня и болезни способны снова возрастать — уничтожайте их до конца.

Возраст, состояние, щель в стене, заклинание, лекарство, позор, любовную связь, дар, оказанную тебе почесть — девять этих вещей всегда следует скрывать.

Еда, сон, страх и совокупление уподобляют людей скоту; лишь знание возвышает их. Лишенный знания— словно скотина.

Женщины учены от природы, мужчины—от книг.

Легко удовлетворить невежду, легко удовлетворить просвещенного, но испорченного поверхностным знанием не удовлетворит сам творец.

Чье сердце не трогают ни прекрасные изречения, ни пение, ни игры юных жен, тот либо аскет, либо скотина.

Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

Нет преграды, равной преграде невежества.

Нет добродетели у распутниц, нет постоянства у удачи, нет рассудка у дураков, нет конца у дел.

Нельзя править царством, действуя подобно обыкновенному человеку. Что недостаток для подданных, то достоинство для царя.

Творят добро мудрые и верные, а их ненавидят; другие на глазах творят зло, а их любят Удивительно, удивительно разноречивое поведение владык! Самому аскету не постичь всех премудростей службы.

Лишь к тому благоволит владыка, кто оказывается вблизи, — пусть тот невежествен, неблагороден, не подходит ему. Сходны меж собою цари, женщины и лианы — все они льнут к тому, кто рядом.

Герой, ученый и красавица, куда бы ни пошли, везде найдут приют.

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже — добытые по наследству, еще хуже — от брата, хуже всего — от женщины.

От жадности приходит гнев, от жадности — похоть, от жадности — ослепление и смерть. Жадность — источник зла.

Пятеро всюду последуют за тобой: друг, враг, равнодушный, тот за чей счет ты живешь, и тот, кто живет за твой счет.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

Глупцам ненавистны умные, бедным — богатые, порочным - добродетельные, распутницам — верные жены.

Никогда вражда не уничтожается враждой — лишь отсутствием вражды уничтожается она.

Побеждай врага уговорами, дарами, двуличием или всем этим вместе, но никогда не прибегай к войне.

Когда случается упасть, достойный человек па- дает как мяч, ничтожный — как ком глины.

Лучшее у царя — царство, в царстве — столица, в столице — дворец, во дворце — ложе, на ложе — любовь красавицы.

Томимый страстью не уснет и на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.

Девочка подобна виноградному соку, молодая женщина — сахару, женщина средних лет — соку мангового плода, старуха — кокосовому ореху.

Кто сотворил лебедей белыми, попугаев — зелеными, павлинов — пестрыми, тот и тебе доставит средства к жизни.

Чти счастье, выпавшее тебе; чти несчастье, выпавшее тебе. Вращению колеса подобна смена радостей и горестей.

Одиноким приходит человек в мир, одиноким уходит из мира, один вкушает он плоды своих добрых и злых дел.

Подобно актеру, человек какой-то миг играет ребенка; какой-то миг — юношу, погруженного в удовольствия; затем он играет то бедняка, то богача; а под конец, одряхлевший и покрытый морщинами, уходит за занавес бога смерти.

Не поддавайся похоти при виде женщины с нежной кожей и пышным телом. На деле перед тобой лишь неприглядное мясо да жир. Помни эту истину и сохраняй равнодушие.

Наслаждения, рожденные прикосновением, — источник зла, они имеют начало и конец. Мудрый не станет радоваться им.

You have no rights to post comments