Мы с Вами поговорим о зороастрийской астрологической традиции, от древности до сего дня. Система астрономии и астрологии была отлично развита среди всех основных цивилизаций древнего мира, например у вавилонцев, иранцев и индийцев. С помощью истории мы видим, что системы влияли друг на друга. Мы знаем, что существует множество общих элементов и взаимовлияний между этими тремя системами – индийской, вавилонской и иранской (зороастрийской). Намного позже родилась арабская система астрологии, которая была практически скопирована с иранской (зороастрийской) системы. Множество исламских астрологов были обращенными или не обращенными зороастрийцами. Мы погрузимся сначала в историю самых древних времен - пеждадской и каянской династий. Из различных источников мы видим информацию, что в арийской стране жило много предсказателей и астрологов, которые в основном были священниками. Астрономия и астрология в те времена были одними из высших сокровенных знаний, которыми обладала культура арийских народов.

По крайней мере один из пеждадских - Джамшед (Имма Блистательный) и один из каянских королей - Кайкошру, соорудили в пределах своего государства астрономические обсерватории для того, чтобы определять движение небесных объектов. Символически обсерватории назывались – джам или чаши. И до сего дня обсерватории во всем мире сооружают в форме перевернутой чаши. В специальное время, в специальных условиях священники и короли ходили в обсерватории и занимались исследованием звездного неба. Из обсерваторий изучали движение небесных тел, планет и звезд и на базе этого обладали возможностью предсказывать будущее и говорить о прошлом. Истории об этих двух королях являются одними из самых древнейших в мире указаний на астрологические знания, которыми обладали люди в древней арийской культуре. В период каянских королей (каянидов) жил один из величайших астрологов, его имя было Джамас, он был министр при дворе короля Виштаспа, он был одним из первых поклонников пророка Заратуштры. Он имел возможность рассказывать о прошлом и предсказывать будущее и было известным историческим фактом, что эти необычные возможности он получил напрямую, по благословению пророка Заратуштры. И на сегодняшний день, в источниках зороастрийцев, существует древняя книга, называемая Джамаспи, в которой были описаны пророчества о будущем времени этого великого астролога Джамаса.

Среди древних зороастрийских источников, мы знаем что был 21 том, некоторые утерянные тома были посвящены целиком астрономии и астрологии, как научным знаниям. К сожалению, большая часть этих томов, в настоящее время для нас утеряна.

В то древнее время, астролог Джамасп, предсказал войну между родственниками - иранским и туранским королями. Благодаря наблюдению светил и исчислению положения звезд, Джамасп сделал предсказание королю Виштаспу о том, что он не должен ввязываться в эту войну и должен пытаться решить дело миром, иначе его сын и брат будут убиты в конце этой войны. Это предсказание было записано в книге Джамаспи. Но король Виштасп все-таки ввязался в эту войну и предсказание сбылось, его сын и брат были убиты.

Через огромный промежуток времени, в период Сасанидской империи в Иране жило также множество великих астрологов, например Хармус и Фрид. Они были настолько известны, что и для будущих поколений были авторитетами. Религиозные книги, которые были написаны в сасанидское и последующее время, как например Бундахишн, написанные на основании знаний предыдущих культур, имеют огромное количество свидетельств, что астрономия и астрология были одними из самых важных, мощных и сильных знаний, которыми владела арийская культура в те времена. Мы знаем на сегодняшний момент, что самое большое накопление астрологических знаний, их применение на практике, происходило в период правления династии Сасанидов.

Мы знаем, что в эти времена в Иране, гороскопы королей и правителей были специально создаваемы как необходимость. В те времена королевские астрологи составляли специальные астрологические таблицы, с помощью которых они выполняли различные нужные им заказы. Король Шахпур I Сасанидской династии, жившей в III веке нашей эры, был очень известным астрологом. Он встречался с астрологами из Греции и Индии. Астрологическое знание сильно расцвело в его правление. Греческие и индийские тексты по астрологии были в те времена переведены на средне-персидский язык – Пахлави.

Самый известный астрологический текст Синдш Иша, был написан в период правления Кушру I (531 - 579 годы н.э.). Мы знаем об этом очень большом астрологическом трактате по более поздним текстам, в которых имеются его фрагменты. Сам он на сегодняшний момент не сохранился. Все, что имеет на сегодня зороастрийская культура в отношении точных астрологических знаний, основано на текстах, относящихся к VII – IX векам н.э.

В Западной Индии есть народность, культурная общность – называемая магабрахман. Великий индийский астроном Вараха Михира жил в I веке до н.э. и относился к этой группе магабрахманов. Этот народ создал небольшое государство в северо-западной Индии, они были родственниками пахлавской династии Ирана и использовали древне иранскую авестийскую систему астрологии.

Другие астрологические тексты, как например Шахьяст нех шахьяст, часть Бундахишта, имеют значительное количество астрономических и астрологических имен. На базе этого мы приготовили Вам перевод 12 знаков зодиака, как они назывались в период Сасанидов: Варак это был Овен; Тора – Телец; Допаткар – Близнецы, означает имеющий две стороны; Калачанг – Рак, это пахлавское имя Рака; Шэр – Лев; Кхушак – Дева; Тараазук – Весы на пахлави; Газдам – Скорпион; Нимасп – Стрелец, «ним» означает полу, «асп» означает лошадь; Вахиг – Козерог; Ду – Водолей; Махик – Рыбы.

Мы можем обнаружить, что имена созвездий на языке пахлави более древние и более отражают  природу знака, чем латинско-греческие имена. Зороастрийцы имели названия для планет, звезд и созвездий – в основном это названия духовных существ, с которыми связывалось качество их энергий.

Планета Юпитер называлась Ахура Мазда, связь с этой планетой также имеет традиция маздаясни. Поскольку Юпитер главная из планет, то она и обозначена именем главного вселенского бога Ахура Мазды.

Планете Меркурий было дано название Тир, звезде Сириус было дано название Тиштра, как самой яркой из звезд.

Сириус также иногда переводят как звезда собаки, это главная звезда созвездия Пса. В первоначальной традиции слова Тиштрия и Тир означали два различных аспекта, но сегодня эти два имени сведены к одному качеству.

Планета Венера асоциируется с Анахитой, и перевод древнего слова Анахита в европейской традиции стал Венерой. Нахит – название Венеры в современной арабской традиции, также происходит от слова Анахита.

Звезда Вега в древнее время называлась духовным существом Ванант.

Созвездие Большой Медведицы называлось Хавторинг.

Солнце называлось Мехер, Митра.

Марс назывался Вахрам, в авестийской традиции Вахрам это покровитель воинов и духовное существо, являющееся управляющим войной и различными конфликтами. Мы знаем, что Марс – это бог войны, и сама планета ассоциируется с качествами войны.

Наш спутник Луна, которая во все времена была очень важной частью астрономических и астрологических наблюдений, называлась по имени зороастрийского духовного существа Мах.

Мы знаем, что Полярная звезда имеет пахлавское название Мекх-и-гах. Рассмотрим, что означает это имя: «мекх» - означает середина, «гах» - место. Это имя очень важно и интересно для идентификации первой арийской прародины и древних мест расселения арийцев. Когда дается такое имя – центральная звезда или место центра, это означает, что она должна находиться где-то в середине. Если мы рассмотрим регион северного полюса, предполагаемое место жизни прото-индо-европейцев, в районе где была первая арийская земля, позиция этой звезды, которая находится в центре небес, вокруг которой вращаются все созвездия, планеты и солнечная система, и мы можем увидеть здесь привязку к древним астрономическим и астрологическим знаниям.

В сасанидском Иране традиция астрономии и астрологии была очень мощной и развитой, в то время существовало специальное министерство астрологии, был специальный министр – глава, руководитель этого ведомства. В этом министерстве было два департамента: первый, Актамалар Салан – наблюдения звезд и астрономии, второй, Мулвишар Салан – астрологии и предсказаний. Наблюдения за всеми созвездиями, планетами, видимыми звездами производились круглосуточно и круглогодично. Были составлены таблицы движения небесных тел с точностью до минуты. Даже процесс ретроградного движения планет, их соединений или затмений, высшие и низшие точки движения, транзиты, соединения – все эти термины были уже сильно развиты в период сасанидов. Поскольку основная часть этих знаний происходит из еще более древнейших времен, мы можем сказать, что это была непрерывная традиция и одно из самых лучших культурных достижений древне иранской цивилизации.

В пахлавской литературе существуют некоторые указания на то, какие события следует ожидать при определенных сочетаниях планет и созвездий. Например, когда созвездие Рака находится на своем максимуме, тогда можно ожидать наводнений. Когда будет соединение Сатурна и Юпитера – тогда происходят самые большие изменения в физическом мире, например войны.
В те древние времена астрология очень часто использовалась и обычными людьми для того, чтобы узнавать будущее. Часто с помощью астрологии обычные люди задавали свои вопросы и получали на них ответы.

После IX века мы не имеем источников по астрологии и астрономии. Этому имеется несколько объяснений, это определяется историческими событиями на родине зороастризма. Те зороастрийские общины, которые существуют в Индии и других странах, в основном пользуются индийской ведической системой. Кроме того на западе существует школа авестийской астрологии, известен астролог Антонио Панейна. Как авестийская грамматика была восстановлена с помощью санскрита, так мы надеемся будет восстановлена авестийская астрология с помощью сведений, имеющихся в ведической астрологии.

Когда мы говорим о астрологии, то сразу нам на ум приходят те священники древних времен, которые назывались магами. Маги – это было имя древних зороастрийских священников и в Авесте это название священников называется Магас. Эти священники занимались исключительно духовной культурой и передавали духовные знания и астрологию. Сам Заратуштра родился в семье, которая принадлежала к этой общности магов. Мы знаем, что эта группа священников, которая совершает высшие ритуалы и очень сильна в знаниях духовной культуры и астрологии, сохранила свою самобытность и культурную идентичность вплоть до средневековья, переходя через все эпохи.

Во время парфянской империи наиболее большое количество наследственных магов (священников) жило в провинции Мидии. В тот период в Мидии жило шесть основных социальных групп людей и маги были самой главной. Если мы посмотрим в христианскую библию, то мы увидим, что маги были отлично известны в то время. Древние греки также хорошо знали эту группу высших священников магов. В частности Аристотель описывает их как социальную группу древне иранского государства, которая совершенна в обрядах и магии. Древнегреческое слово «магия», которое затем осталось в европейских языках, в английском – magic, в русском – магия, изначально описывает тех людей, которые имеют духовные силы и могут совершать не обычные для других вещи.

В Библии в нескольких местах указано на магов. Два раза в книге Еримеи, один раз в книге Езыкиля. И в библии описываются маги как люди, которые во время молитвы поворачиваются не к тому или иному храму, а поворачиваются на солнце. Во время проведения ритуалов они держат веточки в левой руке. До сегодняшнего дня в зороастризме сохранилась эта традиция. Во время совершения служб на открытом воздухе зороастрийские священники поворачиваются на солнце. При проведении ритуалов ночью, когда нет солнца, священники поворачивались к огню или при отсутствии огня на юг, можно было также поворачиваться на луну. При проведении ритуалов на север не поворачивались. И сегодня при проведении ритуалов зороастрийские священники держат в левой руке нужное количество веточек.

Было известно и доказано, что Пифагор и Платон посещали древний Иран и были учениками у персидских магов. Когда Геродот (5 век до н.э., древняя Греция) описывал культуру и историю древней Персии, то указал что маги уничтожали вредных животных.

Мы знаем, что в зороастризме существуют как добрые животные, так и зловредные. В зороастризме не считается плохим убийство каких-то зловредных животных, например мух, змей, скорпионов, крокодилов.

Кошка может рассматриваться как отчасти зловредное, среднее животное. Древние маги не убивали кошек.

В христианской традиции известны три самых главных мага, они пришли с востока в Вифлием, чтобы поклониться родившемуся Иисусу Христу - в Библии, в Новом Завете, в Евангилие от Матфея, вторая часть, с 1 по 12 строки, было описано о волхвах. Ни где в Библии мы не видим упоминание о магах как о правителях, королях. Но согласно истории маги принесли подарки младенцу Иисусу и его семье для того, чтобы они могли существовать безбедно и поэтому считается, что это были благородные богатые люди.

В Центральной Азии было очень много свидетельств существования этих трех мудрых волхвов. Один из них имел имя Балтазар, другой был Гаспар. Один был описан как носящий черные одежды, все существующие описания этих трех волхвов показывают их как людей трех разных возрастных групп: молодой, среднего возраста и старый. На рисунках изображается один волхв без бороды, второй с черной бородой, поскольку иранцы имели черные волосы, и третий уже седой, с белой бородой – старик. Есть неправильная поздняя трактовка, начиная с XIV века, средний волхв с черной бородой стали изображаться черным. Согласно зороастрийским традициям волхвы специально были выбраны один молодой, один среднего возраста, один пожилой для того, чтобы показать, что люди всех возрастных групп и разных народов приветствуют родившегося Иисуса Христа.

Все пророки, все святые люди, вне зависимости от того, к какой традиции они принадлежат, в зороастризме считаются сынами бога, они одинаково уважаемы. Три волхва – это были три астролога, которые встречали нового пророка Иисуса Христа, зная при этом точное астрологическое место и время его рождения. С помощью других объяснений невозможно доказать как волхвы смогли точно найти место и точно определить время рождения Иисуса Христа. Сейчас в христианской традиции есть такое объяснение, что им путь указывал свет звезды, под которой родился Иисус Христос. Но согласно зороастрийской традиции считается, что волхвы (маги) владели знаниями астрологии, и просчитали время и место рождения Иисуса Христа. Согласно историческим фактам, описанным в разных местах, волхвы принесли значительное количество золота, ладана и миры, как дары от своих земель. Традиции зороастрийской астрологии, ее могущество и знания, сохранены также в этом начальном эпизоде жизни Иисуса Христа.

 

Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia
Перевод: Евгений Лугов
http://cosmoenergy.ru

 

You have no rights to post comments